Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
«Москва слезам не верит»: что на самом деле означала эта фраза в XVI веке и при чём тут Иван Грозный

Москва XVI века: место, где слёзы запрещены
Чтобы понять, откуда выросла поговорка «Москва слезам не верит», надо вернуться туда, где она родилась: в суровую Москву времён централизации. Это была столица, которая собирала земли, подчиняла города, ломала вольности.
В Кремль стекались челобитчики: вдовы, купцы, общинники, монахи. Они привозили прошения - снизить подати, вернуть землю, спасти сына из тюрьмы. Это были бесконечные потоки людей.

Что делала власть? Игнорировала. А часто наказывала.

Слёзы воспринимались не просто, как эмоция. Это был сигнал. Считалось, что толпа, которая плачет, уже не боится. А если не боится - может взяться за вилы. Слёзы могли разжалобить окружающих, вызвать сочувствие. А это может привести к протестам. Поэтому любые массовые мольбы власти карались как заговор.
Ответом на слёзы было молчание, а если не поняли сразу - наказание, часто жестокое. Чтобы другим не повадно было.

В народной памяти возникла формула: «Кто плачет — тот заметен. А кто заметен — того и бьют».
Для Ивана Грозного слёзы были не аргументом, а подозрением. Он видел в жалобщиках не страдающих, а потенциальных мятежников. Особенно если их было много.

Новгород, 1570 год. Горожане встречают царя с крестами и рыданиями. Просят о пощаде. Женщины рвут на себе волосы, священники ставят иконы. Ответ? Население Новгорода выкосили, да так, что город не смог восстановиться до сих пор.
Псков, чуть позже также ничего хорошего не добился. Снова толпа, слёзы, иконы. Ответ царя вошёл в летописи: «Иду на вы, как огонь. Слёзы ваши не чадят мне. Вины ваши плачем не смоются».

Так, шаг за шагом, фраза «Москва слезам не верит» стала не метафорой, а государственной установкой.
Сама структура пословицы - жёсткая, короткая, без намека на утешение, типична для фольклора той эпохи. Народные пословицы того времени часто звучат как приговор:
«Царь высок, а ухо острое». Что означало - царь далеко от тебя сидит, но услышит, если что вдруг идет не так. И закончится это плохо.
В XIX веке фраза начинает терять зубы. Её всё чаще используют не как угрозу, а как констатацию: в Москве не любят слезливых. Вв XX веке появляется новое значение: «Не надейся на то, что пожалеют и помогут. Сам работай».

Советская эпоха вывела формулу успеха: «Прорвёмся!» А прорываться со слезами - не стильно. Москва стала символом возможностей, но по-прежнему жёстких. Хочешь место - борись за него. Хочешь квартиру - побегай ради нее, повкалывай.

Так фраза стала синонимом житейской мудрости: будь сильным.

Из «не проси у власти» она превратилась в «не ной в жизни». Смещение акцента с власти на быт.
Кстати, это довольно конструктивная позиция. Потому что берешь ответственность на себя.
В 1979 году сценарист Валентин Черных, псковский парень, знал эту фразу с детства. Он искал название для истории о девушках, приехавших в Москву. И нашёл не просто фразу, а целый культурный код.

В фильме одна из героинь, амбициозная Людмила, объясняет: «Слёзы? Под них денег не дадут». Здесь Москва - город возможностей. Кто слаб тот проиграл.

Фраза идеально подошла для эпохи, где успех — вопрос личной хватки, а не милости.
«Москва слезам не верит»: что на самом деле означала эта фраза в XVI веке и при чём тут Иван ...
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх