
Почему на Руси не пили в бане даже воду
На Руси избегали питья воды в бане. Это делать строго запрещалось. Такое поведение определялось суевериями, укоренившимися в сознании. Существовали мистические объяснения. Считалось, что баня — место особенное. Ее даже называли “хоромина погана”. Звучит жутко, правда? “Погана” не значило “плохая”. Скорее — нечистая, связанная с духами. Вода в бане тоже была не простая. Ее наделяли особыми свойствами. Ею омывали тело, но внутрь не употребляли.
Удивительно, но баня в русском сознании представала как место, лишенное чистоты. “Хоромина погана” — так ее называли, подчеркивая отсутствие в ней священных образов. Отсутствие икон, по мнению исследователей, было принципиальным. Даже в праздники их не вносили, а нательный крест обязательно снимали перед посещением. Запрещалось любое изображение креста, даже сделанное копотью или мелом.
По старинным поверьям, подобное место привлекало потусторонние силы. В бане жил банник, дух опасный и злобный. Его представляли большим черным мужиком с железными руками и горящими глазами.Хотя, облик банника мог меняться: он представал то стариком, то животным. Не зря именно в бане проводили обряды посвящения в колдуны и иные языческие ритуалы, от гаданий до вызова духов. Баня служила своеобразным порталом в мир мистики и потустороннего.
В крестьянском быту баня играла важную роль. Помимо гигиенических процедур, знахари лечили там болезни, принимали роды. Зимними вечерами в натопленной бане пряли. Но баня все равно воспринималась как “нечистое” место, убежище для потусторонних сил. В ней нередко проводили обряды, осуждаемые церковью: гадание, вызов духов, колдовство. По некоторым поверьям в в бане посвящали в колдуны. Говорили, что там собираются проклятые люди, коротая время за плетением лаптей.
Вполне закономерно, что предметы для бани считались “нечистыми”. Ведра, ковши и прочая утварь не должны были использоваться для чего-либо, кроме мытья. Люди боялись осквернения посуды. Вода, предназначенная для омовения, для питья не использовалась, даже если она была идеально чистой.
Владимир Даль, знаменитый этнограф и лексикограф, отмечал, что водой из бани или рукомойника нельзя было мыть посуду. Ее не использовали для каких-либо хозяйственных целей.
После банных процедур считалось обязательным облиться чистой ледяной водой или окунуться в водоем, вне зависимости от сезона. Зимой же полагалось поваляться в снегу, чтобы смыть с себя “нечисть”. Без этого человек не имел права посещать церковь.
Не рекомендовалось ходить в церковь сразу после бани. В христианские времена “банный день” не привязывали к пятнице или воскресенью, а допускали в субботу, день, святой для иудеев. Существовала поговорка: «Помни день субботний: иди в баню». Верили, что “те, кто моется по воскресеньям, будут постоянно болеть” — это суеверие живо и в наше время. Даже место, где раньше находилась баня, называли нечистым, и возводить здесь дом не разрешалось. В редких случаях допускалось посещение бани во вторник и четверг. А по понедельникам “девкам голову мыть — косы вылезут”.
Запрещалось мыться в одиночку, считалось, что так поступают только колдуны или ведьмы. Перед входом следовало перекреститься, но в самой бане креститься было нельзя. Нельзя было мыться в православные праздники, это делали накануне. Не разрешалось посещать баню по ночам.
Выражение «Пошел в баню!» призывало человека очистить помыслы, подобно тому, как это делалось в языческом святилище. Сегодня это выражение имеет несколько иной смысл, по крайней мере, так в основном думают люди, произносящие его. А еще древние славяне верили, что в бане можно обрести магическую силу, если в полночь отречься от Бога, сняв нательный крест. Не каждый решался на такой рискованный шаг.
Хозяином бани в разных поверьях указывают банника (в различных вариациях). На Русском Севере его роль отводили обдерихе, баннице — ужасной косматой старухе, являющейся нагой или в образе кошки, живущей под полоком.
Банник обычно невидим. Иногда он предстает как грязный старик с нечесаными волосами, а также оборачивается вепрем, собакой, кошкой, жабой. Его излюбленное место — за каменкой или под полоком. Этот персонаж обожает париться после того, как в бане сменится несколько партий людей, используя исключительно грязную воду, стекающую с тел. Говорят, что он совершает омовения после полуночи, потому находиться в бане в это время опасно.
С банной нечистью русские избегали фамильярности. Говорили, что банник, разгневавшись, был способен запарить до смерти, придушить или даже содрать кожу живьем. А еще это злое существо могло подменить воду или запереть в парилке. Банник ценил тишину, следовательно в бане нельзя было кричать и смеяться. Полгонять друг друга тоже не стоило, иначе, как говорили старейшие, “банник придавит”.
Перед посещением бани необходимо испросить разрешения у банника. Уходя, следует оставить ему немного горячей и холодной воды с кусочком мыла, чтобы он также мог совершить омовение. Последнему моющемуся запрещалось креститься, а все емкости с водой оставлялись открытыми со словами: «Мойся, хозяин!». Верили, что ночью или после ухода людей можно услышать, как парится банник — звук плеска воды, хлопанье веника и стук шаек.
Чтобы умилостивить духа, приносили дары: хлеб с солью или же черную курицу. При возведении новой бани требовалась жертва. Для этого курочку душили, не ощипывая, и закапывали под порогом. Сделав это, отступали от бани спиной, кланяясь. А еще хозяин бани не одобрял использование банного помещения для сушки льна и пеньки.
На Руси избегали питья воды в бане. Это делать строго запрещалось. Такое поведение определялось суевериями, укоренившимися в сознании. Существовали мистические объяснения. Считалось, что баня — место особенное. Ее даже называли “хоромина погана”. Звучит жутко, правда? “Погана” не значило “плохая”. Скорее — нечистая, связанная с духами. Вода в бане тоже была не простая. Ее наделяли особыми свойствами. Ею омывали тело, но внутрь не употребляли.
Удивительно, но баня в русском сознании представала как место, лишенное чистоты. “Хоромина погана” — так ее называли, подчеркивая отсутствие в ней священных образов. Отсутствие икон, по мнению исследователей, было принципиальным. Даже в праздники их не вносили, а нательный крест обязательно снимали перед посещением. Запрещалось любое изображение креста, даже сделанное копотью или мелом.
По старинным поверьям, подобное место привлекало потусторонние силы. В бане жил банник, дух опасный и злобный. Его представляли большим черным мужиком с железными руками и горящими глазами.Хотя, облик банника мог меняться: он представал то стариком, то животным. Не зря именно в бане проводили обряды посвящения в колдуны и иные языческие ритуалы, от гаданий до вызова духов. Баня служила своеобразным порталом в мир мистики и потустороннего.
В крестьянском быту баня играла важную роль. Помимо гигиенических процедур, знахари лечили там болезни, принимали роды. Зимними вечерами в натопленной бане пряли. Но баня все равно воспринималась как “нечистое” место, убежище для потусторонних сил. В ней нередко проводили обряды, осуждаемые церковью: гадание, вызов духов, колдовство. По некоторым поверьям в в бане посвящали в колдуны. Говорили, что там собираются проклятые люди, коротая время за плетением лаптей.
Вполне закономерно, что предметы для бани считались “нечистыми”. Ведра, ковши и прочая утварь не должны были использоваться для чего-либо, кроме мытья. Люди боялись осквернения посуды. Вода, предназначенная для омовения, для питья не использовалась, даже если она была идеально чистой.
Владимир Даль, знаменитый этнограф и лексикограф, отмечал, что водой из бани или рукомойника нельзя было мыть посуду. Ее не использовали для каких-либо хозяйственных целей.
После банных процедур считалось обязательным облиться чистой ледяной водой или окунуться в водоем, вне зависимости от сезона. Зимой же полагалось поваляться в снегу, чтобы смыть с себя “нечисть”. Без этого человек не имел права посещать церковь.
Не рекомендовалось ходить в церковь сразу после бани. В христианские времена “банный день” не привязывали к пятнице или воскресенью, а допускали в субботу, день, святой для иудеев. Существовала поговорка: «Помни день субботний: иди в баню». Верили, что “те, кто моется по воскресеньям, будут постоянно болеть” — это суеверие живо и в наше время. Даже место, где раньше находилась баня, называли нечистым, и возводить здесь дом не разрешалось. В редких случаях допускалось посещение бани во вторник и четверг. А по понедельникам “девкам голову мыть — косы вылезут”.
Запрещалось мыться в одиночку, считалось, что так поступают только колдуны или ведьмы. Перед входом следовало перекреститься, но в самой бане креститься было нельзя. Нельзя было мыться в православные праздники, это делали накануне. Не разрешалось посещать баню по ночам.
Выражение «Пошел в баню!» призывало человека очистить помыслы, подобно тому, как это делалось в языческом святилище. Сегодня это выражение имеет несколько иной смысл, по крайней мере, так в основном думают люди, произносящие его. А еще древние славяне верили, что в бане можно обрести магическую силу, если в полночь отречься от Бога, сняв нательный крест. Не каждый решался на такой рискованный шаг.
Хозяином бани в разных поверьях указывают банника (в различных вариациях). На Русском Севере его роль отводили обдерихе, баннице — ужасной косматой старухе, являющейся нагой или в образе кошки, живущей под полоком.
Банник обычно невидим. Иногда он предстает как грязный старик с нечесаными волосами, а также оборачивается вепрем, собакой, кошкой, жабой. Его излюбленное место — за каменкой или под полоком. Этот персонаж обожает париться после того, как в бане сменится несколько партий людей, используя исключительно грязную воду, стекающую с тел. Говорят, что он совершает омовения после полуночи, потому находиться в бане в это время опасно.
С банной нечистью русские избегали фамильярности. Говорили, что банник, разгневавшись, был способен запарить до смерти, придушить или даже содрать кожу живьем. А еще это злое существо могло подменить воду или запереть в парилке. Банник ценил тишину, следовательно в бане нельзя было кричать и смеяться. Полгонять друг друга тоже не стоило, иначе, как говорили старейшие, “банник придавит”.
Перед посещением бани необходимо испросить разрешения у банника. Уходя, следует оставить ему немного горячей и холодной воды с кусочком мыла, чтобы он также мог совершить омовение. Последнему моющемуся запрещалось креститься, а все емкости с водой оставлялись открытыми со словами: «Мойся, хозяин!». Верили, что ночью или после ухода людей можно услышать, как парится банник — звук плеска воды, хлопанье веника и стук шаек.
Чтобы умилостивить духа, приносили дары: хлеб с солью или же черную курицу. При возведении новой бани требовалась жертва. Для этого курочку душили, не ощипывая, и закапывали под порогом. Сделав это, отступали от бани спиной, кланяясь. А еще хозяин бани не одобрял использование банного помещения для сушки льна и пеньки.

Следующая запись: Вырвал у смерти Высоцкого и рыдал из-за Миронова: судьба самого светского хирурга СССР Эдуарда Канделя
Лучшие публикации