
Ему сказали: «Не снимай эту ерунду». А он снял и стал легендой
К моменту, когда Владимиру Меньшову предложили сценарий «Москвы слезам не верит», за его плечами была лишь одна режиссёрская работа — школьная драма «Розыгрыш».
Книгу, по которой он позднее снимет фильм «Москва слезам не верит», Меньшов читал без особого вдохновения, пока вдруг не наткнулся на сцену, где героиня ложится спать, нажимает на будильник — и просыпается через двадцать лет. Этот кинематографический приём поразил его: всего один кадр способен рассказать целую историю.
Сюжет о трёх провинциальных девушках, приехавших в столицу, отзывался в нём самом. Он знал это чувство — влюбиться в город и сказать себе, как литературный Растиньяк, глядящий на Париж: «Этот город будет мой». Но в будущее картины не верил почти никто. На «Мосфильме» говорили: «Скучно, неинтересно». Коллеги советовали отказаться, опасаясь провала. Даже Вера Алентова, его жена и будущая исполнительница главной роли, просила не рисковать.
Меньшов решил идти до конца. По характеру он был человеком упрямым, целеустремлённым, не склонным мириться с чужими сомнениями. Его отличала внутренняя дисциплина и способность работать до изнеможения, если он верил в дело. Он не умел бросать начатое, а любые попытки его остановить воспринимал как вызов. Эта внутренняя твёрдость и умение отстаивать своё мнение помогли ему выдержать давление и не свернуть с пути, когда проект висел на волоске.
Он взялся переписывать сценарий, добавив тридцать страниц. Появилась линия хоккеиста Сергея Гурина, сцена в клубе знакомств (изначально героиня вела приём избирателей). Он видел фильм живым, полным узнаваемых деталей.
Подбор актёров оказался испытанием. Многие известные актрисы отказались, считая сюжет «женской мелодрамой» и предпочитая более престижные роли. На роль Катерины Меньшов устроил сложные пробы, и Вера Алентова проходила их наравне с другими — без поблажек. Спустя годы она признавалась, что муж был к ней особенно строг.
На роль Людмилы он мечтал пригласить Анастасию Вертинскую, но та отказалась. Ирина Муравьёва, прочитав сценарий, заявила: «Это моя роль», и была права — её Людмила стала одной из самых ярких героинь советского кино. Раиса Рязанова, сыгравшая Антонину, вместе с партнёршами в первой части фильма изображала 19-летних девушек, хотя актрисам было 30+, и сыграли они это убедительно.
Первые закрытые показы проходили на дачах партийной верхушки. Меньшов переживал, что фильм не понравится директору «Мосфильма», но услышал ободряющую новость: даже Леонид Брежнев посмотрел картину и одобрил. Вскоре «Москва слезам не верит» вышла в широкий прокат и стала вторым по популярности фильмом в истории СССР — 90 миллионов зрителей, уступив только «Пиратам ХХ века».
Зрители полюбили картину за правду характеров и узнаваемость ситуаций. Но от коллег Меньшов получал и завистливые уколы: «Такое мог снять любой». Режиссёр отвечал, что, возможно, именно потому фильм и зацепил зрителей — он был простым и понятным, без намёков на «социальную оппозиционность», которые тогда ценили в узком кругу.
Когда картину выдвинули на «Оскар», Меньшов получил приглашение на церемонию и пошёл в Госкино за разрешением поехать. Там только усмехнулись:
— «Франсуа Трюффо, Акира Куросава… и вы. Догадываетесь, кто здесь лишний?» — и отказали.
В победу тогда действительно никто не верил. 1 апреля 1981 года в квартире Меньшова зазвонил телефон: «Вы получили “Оскар”». Он решил, что это шутка, и повесил трубку. Только вечером, услышав в программе «Время» официальное сообщение, понял, что это правда.
На церемонии в США вместо него статуэтку получил атташе по культуре из советского посольства — западная пресса уверяла, что это сотрудник КГБ. «Оскар» восемь лет хранился в фонде Госкино и лишь в 1989-м был вручён Меньшову на премии «Ника». Отдавать награду обратно он не стал — унёс домой.
За рубежом успех картины объясняли её универсальностью. Профессор Калифорнийского университета Дэвид Макфадьен называл фильм «аполитичной сказкой», которую поймут и полюбят в любой точке мира. Журналист Washington Post Ллойд Гров писал, что президент США Рональд Рейган посмотрел «Москву слезам не верит» пять раз, чтобы лучше понять русских перед встречей с Михаилом Горбачёвым.
Так фильм, который считали скучным и ненужным, стал культурным символом, а режиссёр, которого отговаривали все, вошёл в историю мирового кино.(с)
К моменту, когда Владимиру Меньшову предложили сценарий «Москвы слезам не верит», за его плечами была лишь одна режиссёрская работа — школьная драма «Розыгрыш».
Книгу, по которой он позднее снимет фильм «Москва слезам не верит», Меньшов читал без особого вдохновения, пока вдруг не наткнулся на сцену, где героиня ложится спать, нажимает на будильник — и просыпается через двадцать лет. Этот кинематографический приём поразил его: всего один кадр способен рассказать целую историю.
Сюжет о трёх провинциальных девушках, приехавших в столицу, отзывался в нём самом. Он знал это чувство — влюбиться в город и сказать себе, как литературный Растиньяк, глядящий на Париж: «Этот город будет мой». Но в будущее картины не верил почти никто. На «Мосфильме» говорили: «Скучно, неинтересно». Коллеги советовали отказаться, опасаясь провала. Даже Вера Алентова, его жена и будущая исполнительница главной роли, просила не рисковать.
Меньшов решил идти до конца. По характеру он был человеком упрямым, целеустремлённым, не склонным мириться с чужими сомнениями. Его отличала внутренняя дисциплина и способность работать до изнеможения, если он верил в дело. Он не умел бросать начатое, а любые попытки его остановить воспринимал как вызов. Эта внутренняя твёрдость и умение отстаивать своё мнение помогли ему выдержать давление и не свернуть с пути, когда проект висел на волоске.
Он взялся переписывать сценарий, добавив тридцать страниц. Появилась линия хоккеиста Сергея Гурина, сцена в клубе знакомств (изначально героиня вела приём избирателей). Он видел фильм живым, полным узнаваемых деталей.
Подбор актёров оказался испытанием. Многие известные актрисы отказались, считая сюжет «женской мелодрамой» и предпочитая более престижные роли. На роль Катерины Меньшов устроил сложные пробы, и Вера Алентова проходила их наравне с другими — без поблажек. Спустя годы она признавалась, что муж был к ней особенно строг.
На роль Людмилы он мечтал пригласить Анастасию Вертинскую, но та отказалась. Ирина Муравьёва, прочитав сценарий, заявила: «Это моя роль», и была права — её Людмила стала одной из самых ярких героинь советского кино. Раиса Рязанова, сыгравшая Антонину, вместе с партнёршами в первой части фильма изображала 19-летних девушек, хотя актрисам было 30+, и сыграли они это убедительно.
Первые закрытые показы проходили на дачах партийной верхушки. Меньшов переживал, что фильм не понравится директору «Мосфильма», но услышал ободряющую новость: даже Леонид Брежнев посмотрел картину и одобрил. Вскоре «Москва слезам не верит» вышла в широкий прокат и стала вторым по популярности фильмом в истории СССР — 90 миллионов зрителей, уступив только «Пиратам ХХ века».
Зрители полюбили картину за правду характеров и узнаваемость ситуаций. Но от коллег Меньшов получал и завистливые уколы: «Такое мог снять любой». Режиссёр отвечал, что, возможно, именно потому фильм и зацепил зрителей — он был простым и понятным, без намёков на «социальную оппозиционность», которые тогда ценили в узком кругу.
Когда картину выдвинули на «Оскар», Меньшов получил приглашение на церемонию и пошёл в Госкино за разрешением поехать. Там только усмехнулись:
— «Франсуа Трюффо, Акира Куросава… и вы. Догадываетесь, кто здесь лишний?» — и отказали.
В победу тогда действительно никто не верил. 1 апреля 1981 года в квартире Меньшова зазвонил телефон: «Вы получили “Оскар”». Он решил, что это шутка, и повесил трубку. Только вечером, услышав в программе «Время» официальное сообщение, понял, что это правда.
На церемонии в США вместо него статуэтку получил атташе по культуре из советского посольства — западная пресса уверяла, что это сотрудник КГБ. «Оскар» восемь лет хранился в фонде Госкино и лишь в 1989-м был вручён Меньшову на премии «Ника». Отдавать награду обратно он не стал — унёс домой.
За рубежом успех картины объясняли её универсальностью. Профессор Калифорнийского университета Дэвид Макфадьен называл фильм «аполитичной сказкой», которую поймут и полюбят в любой точке мира. Журналист Washington Post Ллойд Гров писал, что президент США Рональд Рейган посмотрел «Москву слезам не верит» пять раз, чтобы лучше понять русских перед встречей с Михаилом Горбачёвым.
Так фильм, который считали скучным и ненужным, стал культурным символом, а режиссёр, которого отговаривали все, вошёл в историю мирового кино.(с)

Следующая запись: У каждого из нас свой ад и рай, Свой потолок, свое седьмое небо, Свой кофе по утрам и даже – чай, И ...
Лучшие публикации