Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
«Великие и еда». И. А. Крылов.
Много ли надо человеку?

Интересно, что самыми читаемыми российскими авторами XIX столетия были не Пушкин, Лермонтов, Толстой или Достоевский, а Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Он смог интернациональные сюжеты басен сделать русскими, и фразы героев его басен ушли в народ. Например:

- «А Васька слушает да ест» («Кот и повар» 1813);
- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет» 1811);
-«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона» («Слон и Моська» 1808);
- «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак» 1814) и др.

Крылов был сыном бедного армейского офицера, и семья так часто переезжала с места на место, что трудно установить, где на самом деле родился писатель. Предполагается, что где-то в Заволжье. В 1775 году отец Крылова оставил военную службу и поселился в Твери. Гимназии в Твери не было, и Крылов получал знания где только мог. Например, посещал уроки в доме тверского губернатора. В то время состоятельные дворяне вместе со своими детьми приглашали на занятия и отпрысков менее удачливых родов: такая практика была широко распространена. Так будущий баснописец учился в доме Львовых. Даже такое, полученное «вприглядку», образование было жизненно важно и открывало хоть какой-то путь к карьере.

Но более всего молодой Крылов учился самостоятельно, читая много и без разбору, разживаясь книгами у своих покровителей. В возрасте четырнадцати лет И. Крылов переехал в Петербург и поступил на работу в Казенную палату. Тогда же он начал пробовать свои силы в литературе, сочиняя комедии. Басни же, принесшие ему всероссийскую славу, начали появляться с 1805 года. Его слава растет с каждым годом, как и тиражи его книг, сколько ни напечатай - все мало. Растут соответственно и гонорары автора.
Свое дальнейшее образование Иван Андреевич получил самостоятельно - знал пять иностранных языков и превосходно играл на скрипке. Пушкин, любя, назвал Крылова «преоригинальной тушей», и относился к нему с большим уважением. Известно также, что в отличии от Пушкина, который довольствовался простыми блюдами, Крылов и был, и слыл настоящим гурманом.
Одно время, правда, Крылов был заядлым картежником, но потом с этим завязал, а единственной его страстью стала еда. Самым любимым его деликатесом были фаршированные петушьи гребешки. По воспоминаниям современников Крылов любил и борщ с уткой, подливку с пшённой кашей, жареного поросёнка под хреном, стерляжью уху, в том числе «Демьянову» - с прудовой рыбой и налимьей печёнкой, подовые пироги с курицей, кроликом, с сомом, с визигой (или с любой другой начинкой), к которым он трепетно относился.

Когда друзья Крылова звали его в гости, то готовили в разы больше, чем обычно, - такой был великий у баснописца аппетит. Когда он видел ломившийся от еды стол, то обычно говорил: «Ой не могу…Не могу обидеть вас отказом». Впрочем, перед обедом в гостях Крылов читал две или три басни. Похвалу воспринимал как нечто само собой разумеющееся, а услышав: «Обед подан!» — он, несмотря на изрядную тучность, быстро шел в столовую.
За обедом им съедалась большая тарелка с расстегаями, три тарелки ухи, огромные отбивные телячьи котлеты (пара тарелок), жареная индейка, которую он называл «Жар-птица». Потом шли мочения: нежинские огурчики, брусника, морошка, сливы. Наконец Иван Андреевич принимался за страсбургский паштет, свежеприготовленный из самого свежего сливочного масла, трюфелей и гусиных печенок. В конце запивал все квасом и двумя стаканами кофе со сливками.

О его любви к еде в обществе ходили анекдоты, которые обычно были основаны на реальных событиях. Есть он обожал и никогда не пропускал завтрак, обед и ужин. С удовольствием ходил на званые обеды, на трапезы в любимый Английский клуб (куда ходил более 35 лет), где он уничтожал устрицы не менее 80-и (как пишут, но не больше ста), запивая английским портером. По окончании обеда Крылов обычно скромно вздыхал и, помолившись на образа, приговаривал: «Много ли надо человеку?», чем вызывал смех у окружающих.
Царская семья к баснописцу благоволила, и Крылов получал приглашения на обеды к императрице Марии Федоровне (супруга Александра III) и великим князьям. Вот как он сам рассказывал об этом:

Что царские повара! С обедов этих никогда сытым не возвращался. Первый раз поехал и соображаю: какой уже тут ужин - и прислугу отпустил. А вышло что? Убранство, сервировка — одна краса. Сели, - суп подают: на донышке зелень какая-то, морковки фестонами вырезаны, да всё так на мели и стоит, потому что супу-то самого только лужица. Ей богу, пять ложек всего набрал. Сомнение взяло: быть может, нашего брата-писателя лакеи обносят? Смотрю - нет, у всех такое же мелководье. А пирожки? - не больше грецкого ореха. Захватил я два, а камер-лакей уж удирать норовит. Попридержал я его за пуговицу и еще парочку снял. Тут вырвался он и двух рядом со мною обнес. Рыба хорошая - форели; ведь гатчинские, свои, а такую мелюзгу подают, - куда меньше порционного! За рыбою пошли французские финтифлюшки. Как бы горшочек опрокинутый, студнем облицованный, а внутри и зелень, и дичи кусочки, и трюфелей обрезочки и всякие остаточки. На вкус не дурно. Хочу второй горшочек взять, а блюдо то уж далеко. Что же это, думаю, такое? здесь только пробовать дают?!
Добрались до индейки. Подносят. Хотите верьте или нет - только ножки и крылушки, на маленькие кусочки обкромленные, рядушком лежат, а самая то птица под ними припрятана и не резанная пребывает. Хороши молодчики! Взял я ножку, обглодал и положил на тарелку. Смотрю кругом. У всех по косточке на тарелке. Пустыня пустыней. Припомнился Пушкин покойный: «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?». И стало мне грустно-грустно, чуть слеза не прошибла... А тут вижу — царица-матушка печаль мою подметила и что-то главному лакею говорит и на меня указывает... И что же? - Второй раз мне индейку поднесли. Низкий поклон я царице отвесил - ведь жалованная. Хочу брать, а птица так не разрезанная и лежит. Вот так нарежь, и сюда принеси, - говорю камер-лакею. Так вот фунтик питательного и заполучил. А все кругом смотрят - завидуют. А индейка то совсем захудалая, благородной дородности никакой, жарили спозаранку и к обеду, изверги, подогрели!

А сладкое? - Стыдно сказать... Пол-апельсина! Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел. Плохо царей наших кормят, - надувательство кругом. А вина льют без конца. Только что выпьешь, - смотришь, опять рюмка стоит полная. А почему? Потому что придворная челядь потом их распивает.

Вернулся я домой голодный-преголодный... Как быть? Прислугу отпустил, ничего не припасено… Пришлось в ресторацию поехать. А теперь, когда там обедать приходится, - ждет меня дома всегда ужин.

Любил он ходить в гости… Каждое воскресенье, например, обедал в доме министра народного просвещения, президента Академии художеств А. Н. Оленина. По заведенному обычаю читал пару басен и устремлялся к столу. На Масленицу у Олениных пекли блины разных сортов, в том числе полугречневые величиной с тарелку и толщиной в палец. Таких блинов, обычно с икрою, им съедалось в один присест до 30 штук.
Однажды, приглашенный графом В. В. Пушкиным «на макароны» (приготовленные знатоком-итальянцем), Крылов перепутал время и опоздал. Когда он появился заканчивали третье блюдо. «А! — воскликнул граф. — Вот вам и штрафное!», и велел подать опоздавшему большую глубокую тарелку горой. Крылов съел. «Это не в счет, - сказал граф - а теперь начинайте обед с супа по порядку». Третьим блюдом оказалась еще одна гора макарон. Глазом не моргнув, поэт проглотил и ее, а после обеда сказал: «Да что мне сделается! Я хоть теперь же еще готов провиниться».

Не поддаваясь теориям иностранных врачей, он всю жизнь всегда плотно обедал и плотно ужинал. А умер, кстати, совсем не от злоупотребления блинами (или рябчиками, тут версии расходятся), а от двустороннего воспаления легких. Любил Иван Андреевич покушать…
«Великие и еда». И. А. Крылов. Много ли надо человеку? Интересно, что самыми читаемыми российскими ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится6
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх