Здесь выдают
ставки
ставки

ИСТОРИЯ БАЛЕТНОЙ ПАЧКИ.
Балерина в сознании любого человека представляется непременно в балетной пачке. Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета. Но так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошёл долгий путь.
Первыми балетными постановками считаются придворные спектакли во Франции и Италии в период эпохи Возрождения, а свидетельства о костюмах, специально предназначенных для балета, можно датировать началом XV века. Тогда танцовщицы одевались в наряды из хлопка, шелка и льна, а юбки шились из марли, которую необходимо было предварительно накрахмаливать.
XVII столетии костюмы стали еще более роскошными и впечатляющими: шелковые и атласные юбки, расшитые золотом и драгоценными камнями, добавляли представлению нужный эффект. Стандартным костюмом для женщин было придворное платье и танцевали они в туфлях на каблуках. Это было довольно громоздкое платье с корсетом.
Но с течением времени балетная техника усложнялась, исполнение элементов танца требовало мастерства и виртуозности, которую невозможно было продемонстрировать в тяжеловесных, сковывающих любое движение нарядах. Еще в первой половине XVIII века такие танцовщицы, как Мари-Анн Камарго и Мари Салле значительно усовершенствовали женский балетный костюм: они укоротили юбки и избавились от тяжелого жесткого каркаса-панье.
И вот 12 марта 1832 года на сцену Королевской академии музыки и танца в Париже балерина Мария Тальони вышла в костюме, который был официально признан первой балетной пачкой в истории. В этот день состоялась премьера балета "Сильфида".
Если углубиться в недра эпохи и суть вопроса, то можно сказать, что костюмы, подобные тому, в котором Тальони выпорхнула на сцену в роли Сильфиды, наверняка уже мелькали на театральных подмостках.
Огромнейший вклад в модернизацию не только костюма, но и сценографии в целом, а также в становление феномена балерины как некоего символичного образа внес талантливый балетмейстер и великий новатор Шарль Луи Дидло. И если верить источникам, то именно в его балете «Зефир и Флора» прелестная русская балерина Авдотья Истомина выходила на сцену в Петербурге в полупышной пачке со струящимися складками, которые обрисовывали ее утонченные формы. И случилось это за десять лет до премьеры «Сильфиды» Филиппо Тальони. Однако факт остается фактом: официально первой пачкой признан именно костюм Марии Тальони. Этому есть логическое объяснение – 12 марта 1832 года не просто появился новый вид сценической одежды, но и родился абсолютно новый образ балерины, а также новый взгляд на хореографические постановки в целом.
Балет «Сильфида» Жана Мадлена Шнейцхоффера стал первым и впоследствии одним из самых знаковых спектаклей, в котором во всей его полноте воплотился дух романтизма. «Сильфида» – балет главного женского образа. Этот образ эфемерного существа из другого мира блистательно воплотила Мария Тальони, но создавала его вся творческая команда, которая работала над спектаклем: автор либретто, выдающийся тенор и актер Адольф Нурри, хореограф и постановщик Филиппо Тальони, художник-декоратор Пьер Сисери и художник по костюмам Эжен Лами. Эжен Лами был художником, преимущественно изображавшим исторические сюжеты. В наши дни его картины украшают многие коллекции и собрания изобразительного искусства. Для «Сильфиды» Лами придумал совершенный в своей простоте сценический костюм – белоснежное платье из легкого, воздушного муслина с многослойными юбками в форме колокольчика. Длина этого платья для своего времени оказалась революционным, сенсационным решением – легкие юбки практически полностью обнажали икры танцовщицы, что позволяло во всей красе демонстрировать виртуозную работу стоп. Костюмы кордебалета сильфид повторяли силуэт и линии костюма солистки, и во втором акте сцена превращалась в удивительный белоснежный мир, где парила легкая, как облачко, Мария в окружении своих подруг, детей воздуха. Именно в этот день, 12 марта, родился феномен так называемого «белого балета» и образа балерины, излучающего белоснежную чистоту и строгую прелесть. Именно этот образ был, и до сих пор остается, основополагающим в балетном искусстве. И символом классического хореографического искусства их сделали именно Тальони и ее Сильфида.
А через десять лет все на той же романтической волне появился еще один ставший знаменитым «белый балет» – «Вилисы», или «Жизель» Адольфа Адана, в котором образ балерины, порхающей над сценой в облаке воздушной белоснежной ткани, превратился в своего рода манифест, провозглашающий новую эстетику. С этого момента пачка уверенно обосновалась на балетной сцене. Из года в год фасон видоизменялся и трансформировался в зависимости от того, как совершенствовался хореографический язык и развивалась мода, а каждое десятилетие убирало по несколько сантиметров длины ближе к концу XIX века юбки едва прикрывали колени балерины. Абсолютная доминирование белого цвета также отходит на второй план – на авансцену выходят пышное многоцветье и декор во всем своем великолепии. Например, по сохранившимся эскизам костюмов Ивана Всеволожского и Адольфа Шарлеманя к балетам Мариуса Петипа мы можем наблюдать, что пачки для таких спектаклей-феерий, как «Спящая красавица», «Прелестная жемчужина», «Ливанская красавица» представляют собой настоящие произведения модного искусства, украшенные искусными вышивками, богатой отделкой, яркими рисунками и узорами.
В начале 1900-х годов приме Большого театра Аделине Джури не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки. Балетная пачка в начале XX века также меняет свой актуальный крой и силуэт. В 1920-е годы, когда в моду вошла заниженная талия, юбка пачки тоже спускается по талии вниз, на бедра. Канонический образец балетного женского костюма того времени мы можем наблюдать на фотографиях блистательной Анны Павловой. К 30-м годам XX века пачки начинают терять приспущенную линию и диаметр и становятся более пушистыми.
В 30-40-х годах на сцену вернулась и балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане».
К середине прошлого века пачки приобретают более привычный для современного взгляда вид: начиная с 50-х годов они становятся менее пышными, более упругими и приплюснутыми. Это легко объясняется изобретением и началом массового использования синтетических волокон. Новые ткани демонстрировали абсолютно иную фактуру, износостойкость и производственные возможности. Раньше пачки изготавливались из натурального тюля, представляющего собой хлопковую или смесовую (с шелком) ткань, и тарлатана, хлопчатобумажного материала полотняного переплетения, их приходилось подкрахмаливать перед каждым выступлением. А с появлением фатина, легкой, но достаточно жесткой и хорошо держащей форму вуали из полиэстерной нити, отпала необходимость в крахмале, удешевилась стоимость производства и родились новые технические возможности для дизайнерских решений.
На сегодняшний день условно можно выделить несколько основных силуэтов балетных пачек. Это, конечно же, романтическая пачка – она наиболее близка своей прародительнице, первой пачке Марии Тальони. Пачка-колокольчик (bell tutu) по силуэту напоминает юбки конца XIX–начала XX века и благодаря этому придает образу некую ретро романтику, она немного приспущена и в статике прикрывает линию бедра наполовину, но может и доходить практически до колена.
Пачка-блинчик (pancake tutu) достаточно короткая и плотная, она выполнена из тюля в складочной технике и действительно немного напоминает ажурный блинчик.
Некоторые хореографы, такие как Баланчин, предпочитают более наклонные юбки. Баланчиновская пачка, еще ее называют powder puff – в переводе с английского «пуховка». Она не имеет такого жесткого каркаса, как «блинчик», она более мягкая, компактная и чуть приспущенная.
Балетный костюм пачка состоит из корсажа, застёгивающегося сзади на крючки, и пришитой к нему многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои неравномерной длины – их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Для того чтобы пачка держала свою горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, так называемую «стальку».
Изготовление пачки начинается с эскиза. Учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.
От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см. Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом.
На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.
Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену. Солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которая может быть параллельна полу или с чуть опущенной юбкой.
Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену. Используют только юбку с трусиками. К тому же у репетиционных пачек не делают так много слоев. Пачка на репетиции необходима для того, чтобы сразу видеть, где пачка будет мешать, а постановщик смог бы сформировать рисунок танца.
Какой же силуэт балетной пачки наиболее популярен и актуален сегодня? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Наверное, в наши дни в большей степени все зависит от конкретной задачи, постановки, сценографии, задумки художника по костюмам.
У фанатов пачки являются предметом коллекционирования, пользующимся большим уважением. Например, пачка Марго Фонтейн, которую она надевала для выступления в «Лебедином озере», была продана коллекционеру за невероятные 94 800 долларов
Пачка – это, прежде всего, метафора танца: для ее правильного выполнения требуется невероятное время, усилия и самоотверженность, каждый ее слой действует как еще одна добровольная степень сложности, несущая за собой длинную историю, но для неподготовленного глаза выглядит просто красивый, изящный экспонат.
Балетная пачка – это не просто театральный костюм и артистический образ, который закрепился на балетной сцене на века, но и аллегория абсолютной женственности.
Балерина в сознании любого человека представляется непременно в балетной пачке. Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета. Но так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошёл долгий путь.
Первыми балетными постановками считаются придворные спектакли во Франции и Италии в период эпохи Возрождения, а свидетельства о костюмах, специально предназначенных для балета, можно датировать началом XV века. Тогда танцовщицы одевались в наряды из хлопка, шелка и льна, а юбки шились из марли, которую необходимо было предварительно накрахмаливать.
XVII столетии костюмы стали еще более роскошными и впечатляющими: шелковые и атласные юбки, расшитые золотом и драгоценными камнями, добавляли представлению нужный эффект. Стандартным костюмом для женщин было придворное платье и танцевали они в туфлях на каблуках. Это было довольно громоздкое платье с корсетом.
Но с течением времени балетная техника усложнялась, исполнение элементов танца требовало мастерства и виртуозности, которую невозможно было продемонстрировать в тяжеловесных, сковывающих любое движение нарядах. Еще в первой половине XVIII века такие танцовщицы, как Мари-Анн Камарго и Мари Салле значительно усовершенствовали женский балетный костюм: они укоротили юбки и избавились от тяжелого жесткого каркаса-панье.
И вот 12 марта 1832 года на сцену Королевской академии музыки и танца в Париже балерина Мария Тальони вышла в костюме, который был официально признан первой балетной пачкой в истории. В этот день состоялась премьера балета "Сильфида".
Если углубиться в недра эпохи и суть вопроса, то можно сказать, что костюмы, подобные тому, в котором Тальони выпорхнула на сцену в роли Сильфиды, наверняка уже мелькали на театральных подмостках.
Огромнейший вклад в модернизацию не только костюма, но и сценографии в целом, а также в становление феномена балерины как некоего символичного образа внес талантливый балетмейстер и великий новатор Шарль Луи Дидло. И если верить источникам, то именно в его балете «Зефир и Флора» прелестная русская балерина Авдотья Истомина выходила на сцену в Петербурге в полупышной пачке со струящимися складками, которые обрисовывали ее утонченные формы. И случилось это за десять лет до премьеры «Сильфиды» Филиппо Тальони. Однако факт остается фактом: официально первой пачкой признан именно костюм Марии Тальони. Этому есть логическое объяснение – 12 марта 1832 года не просто появился новый вид сценической одежды, но и родился абсолютно новый образ балерины, а также новый взгляд на хореографические постановки в целом.
Балет «Сильфида» Жана Мадлена Шнейцхоффера стал первым и впоследствии одним из самых знаковых спектаклей, в котором во всей его полноте воплотился дух романтизма. «Сильфида» – балет главного женского образа. Этот образ эфемерного существа из другого мира блистательно воплотила Мария Тальони, но создавала его вся творческая команда, которая работала над спектаклем: автор либретто, выдающийся тенор и актер Адольф Нурри, хореограф и постановщик Филиппо Тальони, художник-декоратор Пьер Сисери и художник по костюмам Эжен Лами. Эжен Лами был художником, преимущественно изображавшим исторические сюжеты. В наши дни его картины украшают многие коллекции и собрания изобразительного искусства. Для «Сильфиды» Лами придумал совершенный в своей простоте сценический костюм – белоснежное платье из легкого, воздушного муслина с многослойными юбками в форме колокольчика. Длина этого платья для своего времени оказалась революционным, сенсационным решением – легкие юбки практически полностью обнажали икры танцовщицы, что позволяло во всей красе демонстрировать виртуозную работу стоп. Костюмы кордебалета сильфид повторяли силуэт и линии костюма солистки, и во втором акте сцена превращалась в удивительный белоснежный мир, где парила легкая, как облачко, Мария в окружении своих подруг, детей воздуха. Именно в этот день, 12 марта, родился феномен так называемого «белого балета» и образа балерины, излучающего белоснежную чистоту и строгую прелесть. Именно этот образ был, и до сих пор остается, основополагающим в балетном искусстве. И символом классического хореографического искусства их сделали именно Тальони и ее Сильфида.
А через десять лет все на той же романтической волне появился еще один ставший знаменитым «белый балет» – «Вилисы», или «Жизель» Адольфа Адана, в котором образ балерины, порхающей над сценой в облаке воздушной белоснежной ткани, превратился в своего рода манифест, провозглашающий новую эстетику. С этого момента пачка уверенно обосновалась на балетной сцене. Из года в год фасон видоизменялся и трансформировался в зависимости от того, как совершенствовался хореографический язык и развивалась мода, а каждое десятилетие убирало по несколько сантиметров длины ближе к концу XIX века юбки едва прикрывали колени балерины. Абсолютная доминирование белого цвета также отходит на второй план – на авансцену выходят пышное многоцветье и декор во всем своем великолепии. Например, по сохранившимся эскизам костюмов Ивана Всеволожского и Адольфа Шарлеманя к балетам Мариуса Петипа мы можем наблюдать, что пачки для таких спектаклей-феерий, как «Спящая красавица», «Прелестная жемчужина», «Ливанская красавица» представляют собой настоящие произведения модного искусства, украшенные искусными вышивками, богатой отделкой, яркими рисунками и узорами.
В начале 1900-х годов приме Большого театра Аделине Джури не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки. Балетная пачка в начале XX века также меняет свой актуальный крой и силуэт. В 1920-е годы, когда в моду вошла заниженная талия, юбка пачки тоже спускается по талии вниз, на бедра. Канонический образец балетного женского костюма того времени мы можем наблюдать на фотографиях блистательной Анны Павловой. К 30-м годам XX века пачки начинают терять приспущенную линию и диаметр и становятся более пушистыми.
В 30-40-х годах на сцену вернулась и балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане».
К середине прошлого века пачки приобретают более привычный для современного взгляда вид: начиная с 50-х годов они становятся менее пышными, более упругими и приплюснутыми. Это легко объясняется изобретением и началом массового использования синтетических волокон. Новые ткани демонстрировали абсолютно иную фактуру, износостойкость и производственные возможности. Раньше пачки изготавливались из натурального тюля, представляющего собой хлопковую или смесовую (с шелком) ткань, и тарлатана, хлопчатобумажного материала полотняного переплетения, их приходилось подкрахмаливать перед каждым выступлением. А с появлением фатина, легкой, но достаточно жесткой и хорошо держащей форму вуали из полиэстерной нити, отпала необходимость в крахмале, удешевилась стоимость производства и родились новые технические возможности для дизайнерских решений.
На сегодняшний день условно можно выделить несколько основных силуэтов балетных пачек. Это, конечно же, романтическая пачка – она наиболее близка своей прародительнице, первой пачке Марии Тальони. Пачка-колокольчик (bell tutu) по силуэту напоминает юбки конца XIX–начала XX века и благодаря этому придает образу некую ретро романтику, она немного приспущена и в статике прикрывает линию бедра наполовину, но может и доходить практически до колена.
Пачка-блинчик (pancake tutu) достаточно короткая и плотная, она выполнена из тюля в складочной технике и действительно немного напоминает ажурный блинчик.
Некоторые хореографы, такие как Баланчин, предпочитают более наклонные юбки. Баланчиновская пачка, еще ее называют powder puff – в переводе с английского «пуховка». Она не имеет такого жесткого каркаса, как «блинчик», она более мягкая, компактная и чуть приспущенная.
Балетный костюм пачка состоит из корсажа, застёгивающегося сзади на крючки, и пришитой к нему многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои неравномерной длины – их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Для того чтобы пачка держала свою горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, так называемую «стальку».
Изготовление пачки начинается с эскиза. Учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.
От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см. Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом.
На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.
Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену. Солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которая может быть параллельна полу или с чуть опущенной юбкой.
Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену. Используют только юбку с трусиками. К тому же у репетиционных пачек не делают так много слоев. Пачка на репетиции необходима для того, чтобы сразу видеть, где пачка будет мешать, а постановщик смог бы сформировать рисунок танца.
Какой же силуэт балетной пачки наиболее популярен и актуален сегодня? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Наверное, в наши дни в большей степени все зависит от конкретной задачи, постановки, сценографии, задумки художника по костюмам.
У фанатов пачки являются предметом коллекционирования, пользующимся большим уважением. Например, пачка Марго Фонтейн, которую она надевала для выступления в «Лебедином озере», была продана коллекционеру за невероятные 94 800 долларов
Пачка – это, прежде всего, метафора танца: для ее правильного выполнения требуется невероятное время, усилия и самоотверженность, каждый ее слой действует как еще одна добровольная степень сложности, несущая за собой длинную историю, но для неподготовленного глаза выглядит просто красивый, изящный экспонат.
Балетная пачка – это не просто театральный костюм и артистический образ, который закрепился на балетной сцене на века, но и аллегория абсолютной женственности.

Следующая запись: Весны в душе, тепла на сердце!
Лучшие публикации