...душевные истории
БЕЗ ВСПЫШКИ
— А можете сделать одно фото без вспышки, для меня?
Эту фразу я слышал каждый год на протяжении девяти лет, и с каждым годом она бесила меня всё больше, но я всегда соглашался и делал этот снимок. Начало эта история берет тридцать первого августа одного далекого, как чья-то целая жизнь, года. Я очень хорошо помню тот вечер.
Спидометр моей машины показывал сто шестьдесят, а иногда стрелка приближалась к ста семидесяти. Дорога была ровная и гладкая после недавнего ремонта — ехать одно удовольствие, если бы не эти инвалиды, что вечно еле тащатся и зачем-то лезут в левую полосу, где им будто мёдом намазано. Приходилось каждый раз врубать дальний свет, чтобы эти калеки уходили в сторону и не мешались на моем пути.
На завтра у меня было запланировано больше двадцати заказов в разных школах и, слава богам, мой фотоаппарат наконец починили. Только вот забирать его нужно было в другом городе, а выехать у меня получилось лишь с последними лучами еще летнего солнца.
— Алло, здравствуйте. Нет, не поздно. Да, делаю. Первый класс? В девять утра? Хорошо, приеду.
Я принимал очередной заказ по телефону и одновременно моргал барану, еле плетущемуся впереди на ржавом, давно вышедшем в тираж корыте. Это был участок дороги со спящими фонарями, и мой дальняк должен был хорошенько пощекотать глазки этому упертому идиоту. Наконец он сдался и перестроился, а я, всё ещё отвлеченный звонком, продолжал мигать.
— Могли бы так и не спешить. Я же сказал, что задержусь на работе до ночи — много дел, — устало сказал мастер, когда услышал мою жалобу на медленных водителей.
Да, я мог бы не спешить, мог бы тащиться, как все, в установленном законом скоростном режиме, но это не для меня. К тому же мне жутко хотелось скорее оказаться в постели, и я был рад, что доехал быстрее, чем мне обещал навигатор.
— Всё готово, — вручил мне фотоаппарат мастер и, не расщедрившись на любезности, протянул счёт, где были указаны все замененные детали.
— Спасибо, — бросил я искренне и, расплатившись, вышел в ночь.
Утром я был во всеоружии и бегал как ужаленный из класса в класс и из школы в школу. Та женщина, что вчера по телефону заказала фото своих первоклассников, даже не удосужилась появиться на этом самом снимке. Вместо нее в кадре засветилось помятое красное лицо завуча, от тяжелого дыхания которого запотел даже мой объектив. Но мне плевать — лишь бы платили. Я сделал несколько кадров, а вернулся сюда уже через неделю, чтобы показать варианты для распечатки.
На этот раз учительница была на месте. Она без интереса перебирала в руках фотографии, думая о чём-то своём. Понимаю её. Как по мне, так все они одинаковые. Родители взглянут на эти глянцевые бумажки со своими отпрысками лишь пару раз, затем навечно запихнут их в «драгоценные» альбомы, которые десятилетиями будут пылиться где-то на полках, пока однажды не потеряются при переезде или просто не завалятся куда-нибудь за стенку шкафа.
Внезапно я увидел, как глаза у женщины увлажнились и начали заливать слезами одну из фотографий, которая вообще не должна была попасть в эту папку.
— Эта без вспышки, я случайно ее распечатал, давайте уберу, — попытался я забрать фото, но женщина вцепилась в него мертвой хваткой.
— А можно я ее себе оставлю? Я заплачу.
Я так и не понял, куда она поставила ударение, ведь слезы так и катились по ее лицу.
— Забирайте так. Но здесь контуры не такие четкие, видите, вот, размыто вышло, — показал я ей пальцем.
— Мне сойдет, спасибо. Для распечатки выберете сами, — она закрыла своё лицо рукой и тихо зарыдала.
«Чудная какая-то», — подумал я и, оставив ей одну фотографию, забрал остальные.
***
— Добрый вечер. В прошлом году вы делали фотографию первого «Б» класса в сороковой школе. Можете завтра приехать, сделать снимок? — услышал я снова её голос через год.
Тогда я её не вспомнил. Через линзы моей камеры проходят сотни классов, детсадовских групп, спортивных секций и прочих детских коллективов.
— Да, без проблем, — ответил я и записал время.
На следующий день я уже расставлял по местам нарядных спиногрызов, словно фигурки на шахматной доске.
— Вы не могли бы сделать одно фото без вспышки? — подошла ко мне их классная руководительница перед началом съемки.
— Да ради бога, — пожал я плечами и отключил вспышку.
Через несколько дней, когда я нёс готовые фотографии для выбора, женщина встречала меня чуть ли не у входа в школу.
— Дайте скорее посмотреть, — выхватила она у меня бумажный конверт и нетерпеливо, словно голодная кошка, нашедшая пакетик с кормом, начала его разрывать, чтобы скорее добраться до содержимого. Найдя фото без вспышки, она внимательно изучила его и, прижав к груди, закрыла глаза.
— Спасибо большое, — слетело еле слышно с ее губ.
— Да… Не за что, — смущенно ответил я.
Тут-то я её и вспомнил. Женщина не казалась ненормальной, наоборот, с последней нашей встречи она стала выглядеть свежее и увереннее, но всё равно жила в ней какая-то пугающая безумная тоска.
Вот тогда мне стало очень любопытно, что же такого на этом самом снимке. Я снова распечатал его и сравнил с другими. Ничего особенного. Обычное фото. Дети как дети: маленькие, уставшие от уроков, безвкусно одетые их родителями, с кривыми зубами и полными карманами неосознанного счастья, что у них всё детство еще впереди.
Через год всё повторилось в точности, потом еще через год: снова фото без вспышки, снова слёзы учительницы и слова незаслуженной благодарности. Мне было плевать, от чего она там сходит с ума. Я знал, что в следующем году у них будет новая классная руководительница, и вся эта история с фотографией без вспышки закончится. Но я ошибался.
Странная женщина каким-то образом умудрялась каждый год договариваться с новой классухой о том, чтобы фото их класса делал именно я, а её бы непременно приглашали на это мероприятие. Она объясняла это сильной привязанностью к чудеснейшим и неповторимым детям.
Я нутром чувствовал, что это всё бред, но молчал. Каждый раз, после того как я делал заветный снимок без вспышки, эта женщина, не обмолвившись с детьми даже парой фраз, исчезала из кабинета, чтобы как можно скорее раствориться в стенах крыла начальных классов. Точно так же она забирала необходимый ей глянец и, тихо поблагодарив меня, убегала, чтобы объявиться спустя год.
Я видел, как эти дети взрослеют и меняются вместе с их учительницей. Мальчики и девочки росли, обзаводились прыщами, неправильными прикусами, новыми стильными шмотками, своими собственными выражениями лиц, с которыми им предстояло потом пройти всю дорогу жизни. А их первая учительница просто старела. Она не была больной и не пыталась вызвать жалость своим присутствием. Всё, что она хотела — фото, сделанное без вспышки.
Я больше даже не смотрел на эти снимки, не собирался понимать, в чём смысл этой странной психологической потребности, а просто распечатывал их для нее, стараясь не касаться деталей, пока однажды одна из них сама не бросилась мне в глаза.
Это случилось в тот год, когда ученики достигли отметки «десять» в школьном летоисчислении и им пришлось смешаться с другими ребятами, а затем разбиться на совершенно новые группы. До выпускного эти группы именовались «физмат», «общеобразовательный» и «спортивный» классы. В день, когда на пороге школы появился я со своим фотоаппаратом, странная женщина была сама не своя. Коллеги просили её удалиться и больше не пугать детей своим присутствием, ведь она намеревалась забрать все три фото, сделанные в разных классах. Женщина ругалась, умоляла, плакала. Она намеревалась лично проследить за тем, чтобы были сделаны дополнительные фотографии без вспышки.
После непродолжительной беседы в кабинете завуча, куда пригласили и меня, было решено, что я обязательно сделаю нужные фотографии без дополнительного контроля и передам учительнице, как только они будут готовы. Я видел, как сильно дрожали её губы, когда она с десяток раз заклинала меня не забыть о своём обещании. Я дал честное слово фотографа.
Завуч в тот день тоже показался мне каким-то чудным. Он не отговаривал учительницу от этой странной затеи. Наоборот, вместе с ней он умолял меня не отказывать ей, раз уж я столько лет работаю с их школой, и даже предлагал мне какие-то смешные деньги за окаание дополнительной услуги.
Я сделал это бесплатно. Когда я принёс три разных фото, чтобы передать их через завуча странной женщине, то на одном из них заметил фигуру парня, которого во время съемки не было ни в одном из классов.
Я настолько привык к этим детям, что мог бы узнать каждого из них в лицо среди сотен других подростков. Приглядевшись, я вдруг понял, что все эти годы видел этого парня исключительно на фотографиях, а вот в реальной жизни его ни разу не было. Я сам лично расставлял детей каждый раз. Внимательно осмотрев свежее фото, сделанное без вспышки, я точно мог сказать, что за той белокурой худышкой не было ничего, кроме стены, и другие фото, сделанные со вспышкой, это подтвердили.
Парень был на фотографии класса с буквой «А». На остальных фото, даже сделанных без вспышки, он отсутствовал.
— Что за чертовщина? — спросил я у завуча, озвучив свои мысли и показав фотографии. — Кто это? Ваш ученик? Он что, прятался или убегал, когда я отворачивался? Это какой-то странный прикол?
— Её сын. — Мужчина звучно проглотил комок в горле и налил себе воды из графина.
— Учительницы? Он учится в этом классе? — не отставал я, даже не глядя на резко побледневшего завуча.
Тот лишь замотал головой.
— Тогда я ничего не понимаю…
— Честно говоря, я тоже, — кивнул он. — Он умер, так и не сев за школьную парту. Девять лет назад он погиб в автокатастрофе перед самым первым сентября. Муж нашей с вами общей знакомой вёз мальчика от дедушки с бабушкой из соседнего города вечером тридцать первого августа. Было уже темно, они ехали по неосвещенной трассе, и отец мальчика потерял управление. Он рассказывал потом, что его несколько раз ослепила дальним светом машина, двигающаяся по встречной полосе. В итоге машину занесло в кювет, и она несколько раз перевернулась. Мальчик, как я уже сказал, не выжил.
Меня буквально током прошибло. Ноги стали подкашиваться, а перед глазами завьюжила метель из черных точек, какие бывают перед тем, как потеряешь сознание. Я начал слепнуть и, кое-как нащупав рукой стул, сел.
Завуч снова налил воды в стакан и предложил мне. Сделав один долгий глоток, я посмотрел на мужчину.
— Хотите сказать, что мальчик оканчивает школу на фотографиях?
— Больше всего на свете она мечтала увидеть его выпускником школы, которую сама когда-то закончила. Она хотела увидеть, как он растёт, и быть как можно ближе к нему, чтобы всегда оказать необходимую помощь, радоваться его успехам, но… Наша жизнь — как вспышка. Видимо, Вселенная таким образом сжалилась над ней или, наоборот, наказала за неведомые мне грехи, помогая видеть через ваши фотографии, какой была бы его жизнь, сложись всё иначе.
Я спросил, где произошла авария, хотя сам уже догадывался, и слова завуча не удивили меня, когда оказалось, что это было на той самой трассе, по которой я ехал в тот самый день за фотоаппаратом, разгоняя всех на своём пути дальним светом.
В тот день я сильно спешил, но доехал целым и невредимым, потому не почувствовал никаких угрызений совести или страха за остальных водителей. Зато теперь, спустя столько лет, когда я узнал о последствиях и о том, какое проклятие наложили эти безрассудные, неоправданные действия, эмоции накрыли меня с головой. Моя спешка сломала несколько жизней, а я даже не знал об этом.
Следующее первое сентября я пропустил. Не смог собраться с силами. Не смог посмотреть в глаза несчастной матери.
Долгие месяцы я провёл в тяжелых, совершенно разбитых чувствах, замаливая свой грех, не в силах даже прикоснуться к фотоаппарату. Но в тот день, когда в школе номер сорок звучал последний звонок, я собрал всю волю в кулак и вернулся, чтобы сделать то, что от меня требовалось, ведь иначе было просто нельзя. Я лично настоял на том, чтобы учительница присутствовала на выпускном фото класса, который мог бы окончить её сын.
Дети не были против, в отличие от родителей, директора и других учителей. И поэтому сегодня их выпускали две классные руководительницы, причем свою первую, по словам некоторых из родителей, они любили намного больше, чем нынешнюю.
Я сделал больше десяти фотографий без вспышки, и на всех был он — стоял рядом с матерью, одетый в серый костюм и галстук-бабочку, и обнимал её за плечи.
Щёлк.
Александр Райн
Фотограф : Хельмут Ньютон
Получить
ПреЛЮДИи чувств

Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 3 фотографии
Что может быть скрыто на другой половине игральной карты

Посмотреть ещё 4 фотографии
Порадуйте своих близких креативным посланием
Чтобы оставить записку на банане не обязательно использовать ручку, напишите зубочисткой и подождите немного пока потемнеет.
Чтобы оставить записку на банане не обязательно использовать ручку, напишите зубочисткой и подождите немного пока потемнеет.
Сайт знакомств для секса Славное
Сайт знакомств Славное с мужчинами с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Славное с женщинами кому за 30 бесплатно
Сайт знакомств Славное с номерами телефонов бесплатно
Сайт знакомств Славное для брака бесплатно
Сайт знакомств онлайн Славное бесплатно
Сайт знакомств Славное с телефонами и фото без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 753 181 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: На здоровье !
Лучшие публикации