Он входил в кадр и мгновенно приковывал к экранам миллионы зрителей, став близким, понятным. Своим. Был в нем сильнейший магнит человеческого обаяния, открытого, веселого. При этом Леонид Вячеславович не был простаком. Георгий Данелия говорил: «Есть в нем какая-то загадка, другого бы так не любили».
Над его героями чаще смеялись, но как же их любили и жалели. Даже по советским канонам «отрицательного» Афоню. Этот пьющий раздолбай, негодный человек вызывал гигантское сочувствие (более 60 миллионов зрителей посмотрели картину), а в наглом взгляде из-под кепки пряталось одиночество. Поэтому зритель страшно надеялся, что его преданная мечта Катюша вернется. И Данелия оставлял эту надежду вместе с открытым финалом. После выхода картины «Мосфильм» завалили письмами: «Как там Афоня? Что с ним?» И ведь на эту роль пробовались замечательные актеры: Даниэль Ольбрыхский и Владимир Высоцкий, но Данелия выбрал Куравлева, потому что его герою можно простить многое.
«Эй, родственник, мне Афоня рубль должен!» — помним. Потому что Куравлёв — это еще и время. Время газировки в автоматах, крепдешиновых маминых платьев, простодушных шукшинских чудиков. Таких как Пашка Кокольников, чуйский шофер, дурашливый балагур, способный на подвиг. С этим героем сам Шукшин пришел в кино, втянув нас в поток доли, жизни соотечественника, за которого радостно и больно. И именно Куравлева Шукшин видел в роли Егора Прокудина из «Калины красной», и именно Куравлев убедил Василия Макаровича самому прожить эту главную в своей жизни роль. И его дураки и пьяницы, нет, не были простаками. Вот Шуру Балаганова, застрявшего в детстве хулигана, называют «дураком до гениальности». И этой золотой ролью в «Золотом теленке» актер зажегся «от спички», поднесенной режиссером Швейцером: «Твой Шура — дворняга, ищущая хозяина!» Вот! Приём был найден. Осталось только накрутить выбеленные волосы и стать Балагановым.
Пашка-пирамидон, Балаганов, Жорж Милославский, Афанасий Борщов, уголовник Бисягин… Но не только. Матрос Камушкин, Хома Брут, Инспектор Анри Гранден, Робинзон Крузо, Лепорелло, Курт Айсман и даже Горбачев. И незабываемый Степан Воеводин из драмы «Ваш сын и брат», перед самой амнистией совершивший наиглупейший побег, чтобы увидеть своих, потому что сердце жгло тоской. А еще совестливый, наивный Леня Шиндин из лиозновской картины «Мы, нижеподписавшиеся», который бьется с советской бюрократией за правду.
Но мало кто знает, что дебютировал Леонид Вячеславович ролью сапера Морозова в курсовой работе вгиковских студентов Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет». Кстати, терпеть не мог говорить о себе, всегда о любимых режиссерах – Василии Шукшине, Михаиле Швейцере, Глебе Панфилове, Георгии Данелии, Леониде Гайдае: «Они питали меня своим талантом, вкладывали в меня свой гений».
Только представьте себе, более 200 ролей. 200 характеров, красок, судеб. Он заставлял нас забыть о существовании камеры, режиссера, о своей профессии. Он превращался в других. Которых мы вроде бы знали не понаслышке, но которые всегда были интересны. Может, благодаря, особому знанию жизни, людей. В страшном 1941-ом, маму пятилетнего Лени по доносу арестовали и отправили в ссылку. 58-я. Десять лет они провели на озере Имандра, на Кольском полуострове. Вернулись, когда Лене было 15.
Более всего он ценил в людях человечность, способность к сочувствию. Критики о нем говорили: «Самый сложный простак отечественного кино». Виртуозно играя простаков, сам Куравлев был другим, начитанным, глубоким. Актеры рассказывали, что в перерывах между съемками уходил в угол читать Гоголя или Ницше. Был очень скромным, совестливым. Почти как Паша Колокольников: «Вот вы напишете про подвиг, а мне стыдно будет». Последние годы, после смерти жены очень тосковал. Искал способы найти радость. Пытался следовать своему же, когда-то сформулированному девизу: «Счастье, пожалуй, в том, чтобы уметь, будь оно все неладно, — чувствовать себя счастливым!» Получалось не всегда. А нас его роли, все эти чудные и чудные, абсолютно живые герои совершенно точно — поддерживают, делают счастливыми.
Источник информации: Новая газета
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
ПреЛЮДИи чувств
/
Он входил в кадр и мгновенно приковывал к экранам миллионы зрителей, став близким, понятным. Своим. ...
ПреЛЮДИи чувств

Рейтинг записи:
5,5
- 3 отзыва
Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 3 фотографии
Что может быть скрыто на другой половине игральной карты

Посмотреть ещё 6 фотографий

Посмотреть ещё 5 фотографий
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 719 184 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Не приведи Господи
Лучшие публикации