Причудливые образы народных сказок ввергают современного читателя в ступор.
Что такое "избушка на курьих ножках" — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания?
Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались.
Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
Откровенно говоря, описания "хазы" Бабы-Яги меня мягко говоря шокировали.
Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места: хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол».
Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос».
Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце.
Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану и стремится съесть чьего - то маленького братца, но при этом вообще не покидает своего жилья.
Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)?
Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается?
Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Алёнушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей.
Да и далеко ли избушка сможет куда-то "откочевать", если её окружает забор из человеческих костей с лихо и густо насаженными людскими черепами?
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи.
Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников.
Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни.
Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери.
Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично.
Кстати говоря, подобные "башни забвения" есть в культуре зороастризма, да и кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить.
Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить в Карелии (нынче такие «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой).
Этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).
Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек».
С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги.
С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускал, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты.
У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей.
«Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждал Пропп.
Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова.
В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд.
При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости: как доказывают археологические раскопки в землях славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
Такие дела
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Станция «Обернитесь»
Лучшие публикации