Что не так с портретом Лопухиной?
Красавица с картины русского художника Владимира Лукича Боровиковского знакома почти каждому! Многие видели этот портрет еще в детстве, но мало кто знает, какая таинственная история за ним скрывается...
В истории живописи мы знаем немало примеров, когда за картиной тянется шлейф дурной славы. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной».
Художнику позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня — Мария Лопухина. На тот момент девушке было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж — камергер при дворе Павла І.
Мария была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Героиня изображена на фоне пейзажа, цветовая гамма которого гармонично перекликается с её нарядом. От картины словно исходит лёгкость, нежность, чистота и естественность.
Поза Лопухиной по видимости свободная, непринуждённая, имеет античные корни. Мария стоит с переносом веса тела на одну ногу — это хиазм, известный по классической скульптуре.
Эта картина считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме сходства с прототипом, этот портрет является воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в.
Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером.
Портрет Боровиковского работы И. С. Бугаевского-Благодарного.
А. Бенуа писал:
«Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
Во время написания портрета Боровиковский всё время восхищался безупречный видом Марии. Он увидел в этой ангельской внешности безупречные черты лица, чуть детскую мечтательность. Очарование и одухотворённость были на личике молодой Лопухиной.
Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, Мария скоропостижно скончалась от чахотки...
Ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Действительно, девушки, которые смотрели на портрет Лопухиной, вскоре погибли нелепой смертью. Кто от падения с лошади, кто от банального пореза, спровоцировавшего заражение крови.
Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка юных красавиц! Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
Недоброй славой портрет был обязан не художнику или модели, а отцу Марии. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Поговаривали, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже много лет. Ежедневно в Третьяковской галерее бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано.
Так разговоры о проклятии постепенно и сошли на нет…
arts_tobe - просто об искусстве
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: ПреЛЮДИи чувств - 21 января 2025 в 09:05
Лучшие публикации