Интересно
Мало кто знает, что созвездие Большой Медведицы в России раньше называли Лосём. Это животное встречается в самых разных уголках нашей необъятной родины, оно наравне с медведем может считаться хозяином леса. Однако если косолапый прочно обосновался в русском фольклоре, то вот о сохатом такого сказать нельзя. Медведи, волки, лисы, зайцы, птицы, змеи, щуки и лягушки постоянно фигурируют в народных сказках и приметах.
Но почему в них почти не встречается лось? Почему он не выступает в роли волшебного помощника или антагониста? Даже в «Поэтических воззрениях славян на природу» Александра Николаевича Афанасьева лосю не нашлось места. Не найти его и в словаре славянских образов и символов, выпущенной под редакцией сотрудников Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук. В этой статье попробуем ответить на вопрос: почему образ лося повсеместно встречается в древних вышивках, но при этом не считается традиционным для нашего фольклора.
Некоторые исследователи считают, что наши предки отождествляли лося и оленя, видя в них одно животное. Поэтому их приметы встречаются в одной композиции разных древних вышивок. Ключевым элементом в этих узорах были женщины-лосихи. Эти Небесные Хозяйки рожали оленей и других полезных животных.
Советский археолог Борис Рыбаков считал, что «в умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем, две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями – Большой Медведицей и Малой, первое созвездие на Руси носило имя Лось».
Изучая рисунки на вышивках, учёные обнаружили любопытную трансформацию. Во времена царствования матриархального культа Матери/Рожаницы популярны были сюжеты, в различных вариациях изображавшие раскинувшихся во время родов рогатых женщин. Их окружали оленята (лосята) и птицы, последние символизировали небесное происхождение героини. Постепенно сложная ветвистая картинка менялась: место женщины-лосихи сначала заняло дерево, затем двуглавый орёл, конь и другие животные. Учёные связывают это с переходом от охотничьего образа жизни к земледельческому.
Видимо, миф о Рожаницах-лосихах стал терять свою сакральную значимость, и на передний план вышли фигуры Творцов и Воинов. Женский тотем лося (оленя) оттеснили тотемы медведя, волка, тура, орла, которые символизировали мужских богов. Вероятно, поэтому эти животные стали героями русских народных сказок, которые известны нам сегодня, а лоси забылись или табуировались.
Существует мнение, что лось не остался в русском фольклоре, поскольку считался чужим тотемом. Наши предки соседствовали с финно-угорскими народами, в чьей культуре это животное занимало центральное место.
Так, к примеру, предки коми относились к лосю с большим почтением, поскольку он давал не только пищу, но и материал для одежды и обуви. Сохатого называли «йбра» или «лола», что в переводе значит «мощный» и «с душой». В прошедшем ноябре на Международной выставке-форуме «Россия», проходившей в Москве, была продемонстрирована реплика самой древней лыжи, найденной в Коми. Её фрагменту со скульптурным изображением головы лося около семи тысяч лет.
Манси также считали лося священным животным. У этого народа есть легенда о герое по имени Мосьхум, который хотел принести благо своему племени. Он надел самые быстрые лыжи и стал охотиться за неуловимым шестиногим лосём. После того, как Мосьхум поймал его и своей могучей саблей отрубил ему ноги, на лося стало можно охотиться. Этот подвиг принёс герою славу, а его лыжня пролегла по небу. Самого лося тоже можно там найти: он отражается в семи звёздах, прозванных Янгуй. А в мансийской сказке «Отчего у Зайца длинные уши?» Большой лось представлен как хозяин мира, который решает, каких зверей наградить своими рогами.
У народов Сибири лось широко распространён в культуре и традиции шаманизма. Советский этнограф Алексей Павлович Окладников писал, что «охотники тайги поэтически образно представляли солнце в виде живого существа – гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море».
В связи со всем выше перечисленным можно предположить, что тотем лося сохранился в этносах, живущих в большей степени за счёт охоты. Став «визитной карточкой» финно-угорских народов, он потерял свою значимость для славян, так как использовать чужой тотем было недопустимо.
Литрес
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: ПреЛЮДИи чувств - 19 января 2025 в 07:36
Лучшие публикации