Последнее танго в Москве, или интересные факты о фильме «Зависть богов»
Позывные программы "Время", академик Сахаров в ссылке, знакомые лица в Кремле, радио "Свобода" и рёв "глушилок", кухонный ропот, полузабытые пирамидки молочных пакетов и другие памятные детали того времени. Все это, канувшее, образует среду фильма "Зависть богов"режиссера Владимира Меньшова.
Владимир Меньшов: Меня осенила идея странной истории. Это был синопсис страниц на сорок о запретной любви между тещей и зятем. Получилось красиво, и я стал искать человека, который сделал бы из синопсиса сценарий. Мне рекомендовали Марину Марееву. У нее уже вышла "Принцесса на бобах" и заканчивались съемки "Тоталитарного романа". Она - идеальный сценарист. Сценаристы такой народ: сделали свое дело - и нет их, некому придумать новую сцену. А она - работает с режиссером. Но первая попытка не удалась. Через год принесла сценарий "Последнее танго в Москве" - в нем мне послышались отзвуки того старого замысла. Хотя со многим я согласиться не мог…<…> и вмешательство мое в сценарий было очень значительным. Что-то дописал я, что-то по моим рассказам - Мареева. Очень многое сымпровизировано на съемках. Часто я шел на площадку, не зная, что буду снимать: задача была - текста не было. Но в этом есть свое очарование.
- Один из первых эпизодов картины: герои подпольно смотрят на видео "Последнее танго в Париже". Какую роль сыграл этот фильм в вашем замысле?
Владимир Меньшов: Никакой. Просто женщина смотрит про "буржуазный разврат", приходит в ужас, а через полгода сама оказывается в подобной ситуации. Наша картина - про страсть.
- А как же фраза, с которой фильм вольно или невольно спорит: в СССР секса нет? Он, как мне показалось, не столько про страсть, сколько про освобождение.
Владимир Меньшов: Пожалуй. В свое время героиня не встретила свою половину и уступила настойчивому однокурснику. Родила от него ребенка и считала, что жизнь состоялась. И вдруг встретила этого француза, узнала настоящую страсть и поняла, что по-настоящему не жила. Поэтому - да, освобождение. <…> Меня интересовало другое. Героиня нарушает моральные устои, сложившиеся в обществе, - вот что главное.
- Расскажите о герое. Для Анатолия Лобоцкого, если не ошибаюсь, это был дебют в кино?
Владимир Меньшов: Предполагалось, что эту роль будет играть француз. Но для иностранных актеров непонятен наш способ писать сценарии - им нужны конкретные указания, а не литература. Кроме того, француз ли, американец ли (была и такая мысль) - речь могла идти только о суперзвезде. Малоизвестный иностранец здесь ничего не даст, кроме трудностей. Я решил взять русского актера и не ошибся. Лобоцкий - актер театра Маяковского, окончил ГИТИС у Гончарова. Кино его просто проглядело. Обычно мне приходится много показывать - прыгаю перед актером, почти всю сцену за него играю. А он нашел очень верную интонацию, и я почти не вмешивался. У него прирожденное чувство кино. На озвучании работал так точно, словно всю жизнь занимался дубляжом.
- В маленькой роли французского ветерана снялся Жерар Депардье. Чтобы открыть фильму дорогу на мировой экран?
Владимир Меньшов: Эта мысль, безусловно, присутствовала, но она не главная. Сначала мы договорились с Бельмондо и ждали его приезда. Но с ним случилось несчастье - он прямо на сцене упал с сердечным приступом. Тогда наш координатор предложил Депардье. И тот уже через неделю прилетел к нам на уикэнд.
- Если звезда такого калибра соглашается на эпизодическую роль - это знак серьезного уважения к режиссеру.
Владимир Меньшов: Когда фильм "Москва слезам не верит" получал "Оскара", на него претендовало и "Последнее метро" с Депардье. И ему было любопытно посмотреть на режиссера, который отбил "Оскара" у Трюффо.
- Я ощущаю вашу картину как комедийную мелодраму - так?
Владимир Меньшов: Нет. По сюжету это трагедия. События в ней не случайны и предопределены временем. Жизни героев и не могут сойтись: она не может уехать из СССР, он не может остаться. Они закрыли на это глаза, живут безумным мигом счастья. Но вмешивается история со сбитым южнокорейским "Боингом" - и все сломано. Это трагедия.
- В фильме есть сцены, которые потом называли рискованными. Но вы их сняли "с весельем и отвагой победителей".
Владимир Меньшов: Это была главная трудность: как решить на экране сцены эротики... нет, выше - страсти? Именно страсть охватила этих людей. Вот они встретились глазами - и с ними случился солнечный удар! Что-то вошло в жизнь такое, чего они еще не знали. Как это передать? Надо было преодолевать собственное сопротивление, с актрисой бороться... Актер, к счастью, был безукоризненным. Он все делал без грана пошлости. Ведь бывает: шутка какая-нибудь дурацкая проскочит от неловкости или глупости - и сразу все испортит. Но все вели себя идеально - и актер, и группа.
Блог Экран
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Последнее танго в Москве, или интересные факты о фильме «Зависть богов»
Лучшие публикации