Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
ЗА КАДРОМ. Александр Бородянский.—В то время я работал маляром—штукатуром и заочно учился во ВГИКЕ на сценарном факультете, и жизнь моя была похожа на судьбу героя картины. Сначала я хотел сделать Афоню тоже маляром, а потом остановился на слесаре—сантехнике, так как фигура сантехника тогда была на слуху, про них сочиняли массу анекдотов. Они были, как сейчас модно говорить, в топе обсуждения. Надо сказать, что писал сценарий практически с себя, наделил героя своими лучшими качествами: весёлый, добрый, готовый прийти на помощь».
Вообще «Афоня» раньше носил название «Про Борщёва, слесаря—сантехника ЖЭКа». Один из однокурсников предложил Александру отправить сценарий на профсоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Бородянский решил попытать счастья и… получил поощрительный приз. Сценарий сразу заметили в Госкино и отдали «в работу» Георгию Данелию.
2.ТРИ ГЕРОЯ. На роль Афони было кандидатуры: польский актёр Даниил Альбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлёв.
«Три замечательных разных актёра. Три разных фильма,—писал в своей книге Георгий Данелия.—Остановились на Куравлёве. И не ошиблись! Есть в Куравлёве какой—то секрет Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
Между прочим, думаю, что мы даже слегка перестарались. Афоня в исполнении Куравлёва получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущённых писем от жён пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нём дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссёр, а вы сами когда—нибудь спали с пьяным сантехником?». В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым».
3.ЛУЧ СВЕТА. Сцены с Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съёмочных дня. Актриса в то время уже подписала договор на съёмки в картине «Пропавшая экспедиция» и всё лето должна была сниматься в Башкирии.
Сначала девушку даже отпустили на съёмки, чтобы не создавать неудобств, и продолжили выбирать из других кандидаток, но позже Данелия признался, что кроме Евгении никого на роль Кати не видит.
«Приводили немало способных молодых актрис—хорошеньких и славных, но всё не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу. «И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так ха неё держишься?»—спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин. «Что в ней особенного, не могу объяснить»,—сознался я,—но она в фильме будет как в тёмном царстве»».
4.ВИЗИТКА. Самое большое количество аплодисментов на премьере сорвал Федул, роль которого сыграл Борислав Брондуков. Его реплика «Гони рубль, родственник!» тут же стала визитной карточкой фильма.
«Борислав мог сыграть главную роль в «Афоне»,—вспоминала вдова актёра Екатерина Брондукова.—Ведь поначалу картину собирался снимать на киевской Киностудии имени Довженко друг Брондукова Леонид Осыка. Потом приняли решение снять ленту на «Мосфильме», где режиссёром стал уже Данелия. Александр Бородянский уговорил Георгия Николаевича пригласить Борю на эпизодическую роль Федула. Однако после проб Данелия буквально влюбился в него и, роль разрослась до нескольких сцен».
Кстати, Борислав долго искал костюм для съёмок, перерыл весь «Мосфильм». В итоге стал сниматься в старом свитере самого Данелии.
«В костюме и гриме Боря был настолько ограничным, что во время съёмок в ресторане, когда он вышел покурить, швейцар категорически не хотел пускать его обратно. Брондуков так перевоплотился, что в нём было не узнать популярного актёра»,—утверждает Бородянский.
После роли Федла режиссёры часто предлагали Брондукову роли любителей выпить, а многие зрители и подавно считали актёра алкоголиком.
«Это абсолютно не так!—восклицает Екатерина Петровна.—Он всегда держал себя в форме. Ведь железной дисциплине его научил именно Евгений Леонов. Он говорил Боре, что алкоголика должен играть абсолютно трезвый человек».
5.ОБЪЁМНЫЙ ОБРАЗ. Евгений Леонов предстал в картине в роли штукатура Коли. В потивовес разгильдяя Афоне он считался в сценарии фигурой положительной: аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что коля эгоист ещё хуже, чем Афоня. И всё время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин.
«И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился,—вспоминал Данелия.—В этой сцене Коля, который помирился с женой, уходя от афони, оставляет ему листок со своим телефоном. На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из неё на стол случайно выпали несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал: «Смотри». Он снова достал бумажку из кармана, из неё снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман. «Понял?»—спросил он меня. «Что?»—«Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!». Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты—считал, что так образ объёмнее».
6.ТАНЦЕВАЛИ ОТ ДУШИ. Есть в фильме несколько эпизодов, ставших знаковыми. К таковым относится, безусловно, и сцена в танцевальном зале. Особенно всем запомнилась «дама с формами». А появилась она благодаря смекалке костюмеров.
«На эту роль утвердили актрису Распутину—делился Данелия.—Очень хорошая артистка, но с нормальным бюстом. А нам хотелось, чтобы бюст был внушительный. Костюмеры сказали, что надо взять бюстгальтер большого размера и положить в него презервативы, наполненные водой: «Во время танца груди будут очень натурально колыхаться».
Но на первой же репетиции, когда актриса подпрыгнула, презервативы разорвались и окатили всю её водой. Тогда кто—то из съёмочной группы, тот, кто жил рядом, сбегал домой и принёс манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Застёжка тяжести манки, к слову, не выдержала, и пришлось лифчик связать на спине узлом».
Кстати, режиссёр хотел, чтобы музыканты в этой сцене были современными, однако когда группу привели, был несколько разочарован. «Главный—курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держаться независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Показались мне ненадёжными…»,—вспоминал Георгий.
Режиссёр даже попросил привести другу. Музыкальную группу для подстраховки, но в результате нашлись такие же «волосатики». В массовке должны были участвовать обычные люди, и Данелия переживал, что никто не согласится танцевать дубль за дублем всю ночь всего—то за три рубля. Однако когда режиссёр вечером подъехал к клубу, народу было—не протолкнуться.
Оказалось, ассистенты пригласили сниматься самые запрещённые в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая—«Аракс» Шахназарова. Неудивительно, что многие из 62 миллионов советских зрителей, что посмотрели картину в первый год, приходили полюбоваться именно «танцевальный сценой».
7.ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ. И спустя десятилетия критики говорят, что фильм не потерял актуальности. Залог его успеха в том, что сценарий близок миллионам—судьба героя Куравлёва схожа с жизнью простых россиян, которые порой в погоне за деньгами пропускают свою любовь и счастье и даже забывают о самых близких людях.
Поговаривают даже о том, чтобы этот фильм включить в студенческую программу образования. Чтобы молодые люди чаще задумывались о смысле знаменитой фразы немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни».

Сергей Щеглов

Привет кареглазая!
Евгения Симонова на съёмках фильма «Афоня», 1974 год
ЗА КАДРОМ. Александр Бородянский.—В то время я работал маляром—штукатуром и заочно учился во ВГИКЕ ...
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Артём Артём
Спасибо, было интересно.
Наверх