Курник - главный пирог русской кухни, чьё название никак не связано с курами
Курник - русский закрытый пирог куполообразной формы, состоящий из нескольких слоёв теста и разных начинок. Изначально курники выпекали только из пресного сдобного теста, хорошо сохраняющего при выпечке рисунок узоров, украшавших поверхность пирога, но позже стали выпекать и из двух видов теста - сдобного и слоёного.
Существует несколько версий относительно происхождения названия этого пирога. Наиболее распространённая: блюдо именовалось по названию главного ингредиента - курятины. В обоснование этого приводится тот факт, что ещё по дохристианским поверьям славян курица являлась символом плодородия и достатка. Несмотря на свою популярность, данная версия является заведомо ошибочной, поскольку курниками в старину называли не только пироги с курицей, но и с мясом, и с рыбой, и с грибами, и вообще со всем, что имелось в хозяйстве под рукой. В некоторых местах, к примеру, в курники даже впекали свиную голову - "санки с рылом".
Второе объяснение, ныне очень популярное среди почитателей казачьих традиций: слово "курник" произошло от слова "курень" (казачье жилище, а также объединение - поселение казаков). Это объяснение также ошибочно и относится к так называемой народной этимологии.
И наконец, третья, наиболее правдоподобная версия: своим названием курник обязан выходящему, как бы "курящемуся", при приготовлении в верхнем отверстии пару.
Впервые курник упоминается в летописях XVI века как любимый пирог Ивана Грозного, который угощал им не только придворных бояр и воевод, но и приглашённых из отдалённых частей Руси гостей, распространив таким образом традицию приготовления курника во многих землях .
Говорят, поначалу царя прельщала лишь форма пирога, напоминавшая шапку Мономаха, и только затем - богатство и разнообразие начинки. Украшался курник, как уже отмечалось, различными узорами, а также лепкой из теста: для Ивана Грозного - символами самодержавной власти; в праздник Святой Троицы - православной символикой; для свадебных столов - различными фигурками. Так, в частности, в Мамадышском уезде Казанской губернии на курник, испечённый в доме жениха или предназначенный для него, ставили фигурку "казачка" в красной рубашке с плетью в руках. Иногда на верхней корке курника с помощью лучинок укрепляли вылепленные из теста фигурки поросёнка и пастушка. Эту композицию, видимо, следует считать исходной, так как она символизировала крестьянина-земледельца.
В сёлах Бугульминского уезда Самарской губернии и в некоторых других населённых пунктах в невестин курник втыкали "золотой репей" - знак принадлежности невесты к группе подруг-сверстниц. В день свадьбы этот репей выкупал дружка. Обычай втыкать в верхнюю корку курника "ёлочки" и другие фигурки отмечен в Елабужском уезде Вятской губернии. В Макарьевском уезде Нижегородской губернии курник украшали лентами и цветами.
В ряде российских областей обрядовая роль курника просматривается на всём протяжении свадьбы. В Алатырском Присурье родственники жениха после запоя и до последнего дня девичника носили в дом невесты курники, которые в день свадьбы шли на угощение поезжан. В селениях Чистопольского и Спасского уездов подруги невесты в девичник ходили в дом жениха есть курник. Этот курник нередко брали из дома невесты. Подруг сопровождала девочка, которая несла веник, украшенный цветами и лентами, подчёркивая этим ритуальное значение предстоящей трапезы.
Широкое распространение имел обычай обрядного поедания курника невестой и её подругами во время ритуальной бани накануне венчания. Курник для этих целей привозили от жениха его сваха, его родственники или подруги невесты. Специальные курники для подруг невесты пекли в день свадьбы. Они доставлялись свахой жениха и съедались сверстницами невесты после её отправления со свадебным поездом в церковь. В Казанском уезде в доме невесты пекли курник для товарищей жениха. Следуя в составе свадебного поезда, сваха нередко везла с собой курник в дом невесты. Курники ставили на все свадебные столы.
Курники со специальными украшениями имели на свадьбе сигнальное значение. В подавляющем большинстве русских поселений они являлись так называемым разгонным блюдом, оповещающим участников свадьбы об окончании угощения. Эту функцию курники, как правило, выполняли на всех основных этапах свадьбы: на смотринах, на сговоре, при угощении поезжан в доме невесты, во время свадебных столов в доме новобрачного. Так, в русских поселениях Мамадышского уезда курник, подававшийся во время угощения поезжан в доме невесты, означал окончание застолья. С его появлением на столе жених и все поезжане вставали и выходили из-за стола. После отправления поезда в церковь дружка возвращался в дом родителей невесты и "вскрывал" (разрезал) этот курник. Его съедали родственники невесты, которые в трапезе поезжан участия не принимали. В других районах края этот курник нередко съедали дружка и подруги невесты.
Во многих населённых пунктах курник был последним блюдом на свадебных столах. В Свияжском уезде, как только подавали курник на последнем свадебном столе, гости заваливали его ложками и вилками и требовали вина. Когда их просьбу удовлетворяли, они съедали курник и расходились по домам.
В некоторых сёлах Среднего Поволжья было принято приносить курник после венчания новобрачным от родителей молодой. Курник приносила её мать или подруги. В Тетюшском уезде на курнике преподносили подарок невесте "за раскрыв". В Ядринском уезда курником встречали молодых после брачной ночи. Иногда курники использовали в качестве подарков.
В Псковских губерниях в XX века считалось, что курник оказывает положительное влияние на состояние молодых и способствует повышению плодовитости молодой жены. Подобное отношение к курнику было характерно и для русского населения Среднего Поволжья.
Выпекался курник на берёзовых полешках в печи. Готовность проверяли ножом, подцепив им угол пирога - гнётся курник или нет. Если не гнулся и не колыхался, значит, готов. Поскольку, в отличие от русских кулебяк и расстегаев, курник был более "сухим" и разламывался руками (в том числе над головами молодожёнов), то к нему иногда подавали сметанный или белый соус, который весьма напоминал современный бешамель.
Традиционно начинка курника должна состоять из нескольких слоёв, повторяющихся два-три раза, как-то: из припущенного в масле риса, заправленного маслом с добавлением рубленных яиц, нарезанной мелкими кусочками отварной курицы, смешанной с густым молочным соусом, жареных с луком грибов. Каждый слой по русской традиции перекладывается блинчиками.
В старину курник "строили" следующим образом: делали две лепёшки из теста, одна из которых была почти вдвое меньше другой. Маленькую лепёшку клали на сковороду, расстилали на ней блинчики, укрепляя дно, укладывали, перемежая блинчиками, слои начинки. В отличие от кулебяк, в курнике слои ровные, не скошенные. На большой лепёшке теста от краёв к центру делали восемь продольных надрезов ножом, чтобы легче было придать "крышке" курника коническую форму. Второй лепёшкой закрывали начинку, тщательно защипывали края разрезов и места соединения верхней лепёшки с нижней. Поверху украшали орнаментом из теста, затем смазывали яйцом, делали несколько проколов иглой и выпекали в печи.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Развлечения /
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
/
Курник - главный пирог русской кухни, чьё название никак не связано с курами
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Рейтинг записи:
5,5
- 27 отзывов
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 5 фотографий
Сайт знакомств для секса Токмак бесплатно
Сайт знакомств Токмак с мужчинами без регистрации
Сайт знакомств Токмак кому за 50 без регистрации
Сайт знакомств Токмак с девушками бесплатно
Сайт знакомств Токмак для серьезных отношений бесплатно
Сайт знакомств Токмак для взрослых бесплатно
Сайт знакомств Токмак бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 283 661 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ - 8 декабря 2024 в 12:17
Лучшие публикации