«Когда мне говорят, что я красавица, кажется, что меня принимают за идиотку…»
19 октября 2021 года исполняется 80 лет
Народной артистке РСФСР
Лауреату Государственной премии СССР
Жанне Андреевне Болотовой.
“Ах, какие удивительные ночи
Только мама моя в грусти и тревоге
Что же ты гуляешь, мой сыночек
Одинокий, одинокий?
Что же ты гуляешь, мой сыночек
Одинокий, одинокий?
Из конца в конец апреля путь держу я
Стали звёзды и крупнее, и добрее
Мама, мама, это я дежурю
Я дежурный по апрелю
Мама, мама, это я дежурю
Я дежурный по апрелю
Мой сыночек, вспоминаю всё, что было
Стали грустными глаза твои, сыночек
Может быть, она тебя забыла?
Знать не хочет, знать не хочет?
Может быть, она тебя забыла?
Знать не хочет, знать не хочет?
Из конца в конец апреля путь держу я
Стали звёзды и крупнее, и добрее
Что ты, мама, просто я дежурю
Я дежурный по апрелю
Мама, мама, это я дежурю
Я дежурный по апрелю”
Эти строки Булат Окуджава посвятил юной Жанне Болотовой (К слову, «Дежурный по апрелю», так же, как и другая известная песня Окуджавы - «До свидания, мальчики», впервые прозвучала в фильм Иосифа Хейфица по сценарию Григория Бакланова "Горизонт” (1961)).
Своей возлюбленной поэт посвятил и другие произведения: «Старый пиджак», «По Смоленской дороге», «Горит пламя, не чадит», «Маленькая женщина».
Ему тогда шёл уже 37 год, у него были жена и сын, вся страна пела его песни, а он потерял голову от студентки-первокурсницы, которой ещё не исполнилось и 20-ти.
Впрочем, есть и другой взгляд на события тех лет.
В это время у Булата Шалвовича произошло охлаждение в отношениях с женою: Галина с сыном летом живут на «писательской» даче в Шереметьеве, зимой — на съемных квартирах, сам он ночует то дома, то у матери, и оба они — по негласному уговору — не лезут в жизнь друг друга. Галина как раз переживала роман с актером Николаем Гриценко. Они познакомились в одной из писательских компаний, и свои отношения особенно не скрывали.
Вполне возможно, что чувства к молодой актрисе, публично выраженные в стихотворениях, были «ответным ходом» супруга.
Как бы там ни было, Жанна Болотова Булату Окуджаве взаимностью не ответила. Она и без того вскоре совершила ошибку, которая могла повлиять на всю её дальнейшую жизнь.
Личный и творческий тандем Губенко-Болотова был одним из самых ярких примеров успешного брака в советской творческой среде. Но начиналась история любви кинорежиссёра и его музы, продлившаяся более 50 лет, вовсе не безоблачно.
Уж слишком они были разными - дочь дипломата (в прошлом – военного, удостоенного в годы Великой Отечественной Войны звания Героя Советского Союза) и сирота из одесского интерната.
К тому же во ВГИК, в котором они познакомились, Жанна пришла уже кинозвездой – фильм с её участием «Дом, в котором я живу» (1957) посмотрели в год выхода на экраны 27 миллионов человек.
Следует отметить, что на съёмочную площадку своего дебютного фильма 15-летняя Жанна попала случайно.
Как-то она поехала в гости к подружке, жившей неподалеку от киностудии имени Горького (родилась будущая звезда советского кино в посёлке под Новосибирском, но к тому времени её семья уже переехала в Москву). Засиделись девушки до позднего вечера, и подруга предложила проводить Жанну до ближайшей остановки.
По дороге они увидели на площади большое скопление людей, и, когда поинтересовались происходящим, узнали, что здесь набирают участников массовки для фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон».
Подруги присоединились к желающим «попасть в кино». И в этот момент Жанну дернули за плечо и спросили, сколько ей лет? Школьница даже испугалась, что ее хотят забрать в милицию, за то, что она находится в позднее время на улице без сопровождения взрослых. Но оказалось, что обратился к ней не милиционер, а ассистент режиссёра, только не из съёмочной группы киноэпопеи Сергея Герасимова, а лирической драмы режиссёров Льва Кулиджанова и Якова Сегеля.
После съёмок в этом фильме девушка и решила, что станет актрисой.
Во ВГИК Жанна Болотова поступила на курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. И, ещё будучи студенткой, снялась в фильме своих педагогов «Люди и звери» (1962).
Такой успех у многих вызывал зависть и, даже, неприязнь.
Соученица будущей звёздной пары Лариса Лужина предполагала, что у них всё началось именно с неприязни:
«Коля, наверное, был влюблен в Жанну с первого курса, но в то же время ненавидел ее, потому что она была из дипломатической семьи, вся такая аристократичная, изящная. Вероятно, эта ненависть потом переросла в любовь».
Впрочем, сама актриса всегда утверждала, что Николай Губенко в студенчестве был ее лучшим другом.
Следует уточнить, что лучшим другом Николай был для девушки вплоть до третьего курса, во время учёбы на котором между ними произошла серьёзная ссора.
По словам Жанны, поссорились они из-за резкого высказывания Губенко на вечеринке друзей. Когда девушка отказалась от спиртного, Николай высмеял её, назвав «генеральской дочкой». После этого «девушка с характером», как называли Жанну Болотову однокурсники, порвала с другом и не разговаривала с ним полтора года.
За это время она даже успела выйти замуж (как позже предполагали многие – назло бывшему другу). Избранником Жанны стал человек, соответствующего ей статуса, двоюродный брат Марины Влади художник Николай Двигубский который в 1956 году с родителями переехал в Советский Союз из Франции.
Узнав о том, что Жанна поссорилась с тёзкой, Николай Двигубский уговорил своего друга Андрона (тогда ещё - Андрея) Кончаловского пригласить её на вечеринку. Познакомившись с девушкой, он принялся ухаживать с французской галантностью и русским напором, так что она вскоре сдалась и ответила новому поклоннику взаимностью, а после согласилась на предложение руки и сердца.
Но семейная жизнь молодых людей не сложилась – «любовная лодка» не просто «разбилась о быт», по признаниям актрисы и самой-то любви не было.
Осознав свою ошибку, Жанна Болотова первая делает шаг к примирению с бывшим другом. На последнем звонке в вузе она подходит к Николаю Губенко и предлагает помириться. При этом, они всё ещё остаются друзьями, а не становятся возлюбленными – ни о каком интиме между молодыми людьми речи быть не могло (хотя Николай и стремился к этому), ведь Жанна была замужем.
В конце концов, Болотова во всём признаётся мужу, и они оформляют развод (в целом первый брак актрисы продлился около полутора лет, хотя во многих биографических статьях утверждается, что фактически супруги прожили вместе менее года).
После развода с первой женой Николай Двигубский, ставший успешным художником кино (кроме Кончаловского он сотрудничал с Андреем Тарковским, Юлием Райзманом, Глебом Панфиловым), женился ещё трижды.
После совместной работы над фильмом “Дворянское гнездо” в 1969 году его супругой становится Ирина Купченко. Впрочем, этот брак был таким же скоротечным, что и первый, и уже в 1970 году женой художника становится Наталье Аринбасаровой (что особенно интересно в свете дружбы и творческого сотрудничества Двигубского и Кончаловского). Третий брак продлился дольше двух предыдущих вместе взятых, и в 1974 году у супругов даже родилась дочь, которую они назвали Екатериной. Но и в этом случае всё закончилось разводом.
В 1980 году Николай Двигубский возвращается во Францию, где и женится в четвёртый раз на некоей Женевьеве.
Ещё через 28 лет первый муж Жанны Болотовой застрелился. Успел ли он к тому времени в очередной раз развестись, мне неизвестно.
А вот Жанна Болотова со вторым браком не торопилась, и с Николаем Губенко первые семь лет они жили «без штампа в паспорте». Объяснение этому в одной из статей давалось следующее:
«Актриса рассуждала просто: это пока парень из детдома никому не интересен, а вот станет известным режиссером — и сразу выстроится очередь из красивых девиц, тогда-то и нужно проверять чувства на прочность».
Так это или нет, мне утверждать сложно: высказываний самой Жанны Болотовой на эту тему я не нашёл.
Как бы там ни было, через семь лет совместной жизни Жанна Андреевна и Николай Николаевич расписались и 50 лет были образцом счастливой семейной жизни вплоть до ухода из жизни замечательного режиссёра 16 августа прошлого года.
На протяжении 20 лет – с начала 1960-х и до начала 1980-х Жанна Болотова регулярно появляется на экране, снимаясь в 1-2-х фильмах в год.
Она снималась у таких выдающихся советских режиссёров, как Сергей Герасимов (кроме упомянутого уже фильма «Люди и звери», он снял бывшую ученицу ещё и в фильмах «Журналист» (1967) и “Любить человека” (1972)), Лариса Шепитько - «Крылья» (1966), Михаил Швейцер – «Карусель» (1970) и «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), за роль мисс Беттл в этом фильма актриса получила Государственную премию СССР, Алоиз Бренч - “24-25 не возвращается” (1968) - премия за лучшую женскую роль на МКФ в Варне в 1969 году.
В её фильмографии можно найти такие замечательные, но абсолютно разные картины, как:
1970 — Судьба резидента
1973 — Молчание доктора Ивенса
1976 — Дни хирурга Мишкина
1977 — Рудин
1981— Опасный возраст.
И всё же, как мне кажется, лучшие свои роли актриса сыграла в фильмах супруга.
Кроме картины “Пришёл солдат с фронта” (1971) Николай Николаевич снимал её в каждом своём полнометражном фильме: «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1976), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988).
Из этих картин лично я особо бы выделил (предполагая, что многие со мною не согласятся) картину «Из жизни отдыхающих». Мне сложно объяснить свои чувства, но увидев ещё в детстве эту, казалось бы, скромную кинозарисовку о жизни, в которой ничего не происходит (особенно с точки зрения ребёнка), я был буквально заворожён этим «ничем».
В конце 1980-х Николай Николаевич Губенко становится министром (последним!!!) культуры СССР и прекращает занятия кинорежиссурой. Не возвращается он к ней и позднее, предпочтя кинематографу театр - с 1993-го Губенко возглавлял «Содружество актеров Таганки», а позднее еще и пошел в депутаты Мосгордумы.
Супруга взяла на себя заботы о доме и так же покинула кинематограф.
После роли в «Запретной зоне» в 1988-м Жанна Андреевна не появлялась на экране почти 20 лет. Сценарии, которые ей предлагали в 1990-х, актрисе были неинтересны. Только в 2005-м она появилась в небольшой роли преподавательницы университета в картине «Жмурки» (и то, как пишут, только из большой личной симпатии к Алексею Балабанову) после чего ушла из кинематографа навсегда.
Не привлекает Жанну Болотову и сцена, к тому же современную актерскую школу она считает ужасной.
Дальше я приведу несколько фрагментов из интервью Актрисы разных лет, в которых вы сможете найти подтверждения всему тому, что я рассказал выше. Эти высказывания так же частично приоткрываю нам завесу над внутренним миром этой неординарной Женщины.
[О том, как чуть не убежала из киностудии, столкнувшись в фотоцехе с Аллой Ларионовой, пришедшей на пробы к фильму «Анна на шее»]
С ней было 11 мужиков: как сопровождение. Мужчины, когда ее видели, сразу шли за ней. Вот Алла Ларионова села, на нее свет поставили... Это что-то! Глаза цвета морской волны, два изумруда. Она сидела, а я думала: «Надо уйти, что я здесь делаю?»
…
[О первом браке]
Я тогда совершенно не годилась в жены. Ничего не умела, артистка — и все тут. Ссорились как-то по-глупому. Коля Двигубский был чудесный, но очень избалованный. Я вышла замуж без любви — и это моя большая драма. Просто страшно боялась, что останусь старой девой, хотя мне было 19. Но почти все с курса уже создали семьи! Женя Жариков женился, еще кто-то. А мне кто нравился, был уже женат. Помню, страшно нравился Володя Ивашов, но он уже тогда влюбился в Светличную.
…
[Ответ на вопрос об отсутствии в браке детей]
Для меня всегда будет важнее работа и Коля. Я понимала, что людям некоторых профессий детей иметь нельзя, потому что они становятся несчастными. Когда видишь, сколько детей погибло у артистов, то думаешь: а может, и не нужно было? Нам с Колей вместе замечательно.
…
[О причинах ухода из кино]
…И еще у меня были личные обстоятельства. Очень тяжело болела мама, умер папа [Андрей Иванович Болотов скончался в 1988 году – В.С.]. А к маме у меня была совершенно невероятная, какая-то ненормальная любовь. Когда она заболела, я с утра до вечера сидела у нее в больнице. Тут уже не до ролей. И еще Коле нужно было помочь. Он же совершенно сумасшедший работник.
…
Что-то во мне сломалось. Пару раз мне предложили какие-то жуткие сценарии, я отказалась. И Коля тоже. Я изменилась. Подтяжки делать не хочу. Тех героинь, которых можно играть с моей нынешней внешностью, мне воплощать на экране неинтересно. Я не могу смотреть то, что сейчас снимают. У нас с Колей другая школа. Играть бабушек не хочется. Пусть лучше у зрителей в памяти навсегда останется образ утонченной юной красавицы из советских фильмов.
…
У меня не совпадают вкусы с современными зрителями. Я глуха к нынешнему кинематографу. Я не могу это смотреть…
…Такой счастливой, как была тогда, я больше не буду никогда. Я хочу жить только в той стране.
[О Николае Николаевиче Губенко]
Коля уходил со сцены всегда под аплодисменты, под крики «браво». Эта зрительская благодарность для него была выше всех наград. Это было его счастье. А счастьем моей жизни был такой Губенко.
…
Знаете, сейчас мне особенно тяжело. Раньше мне казалось, что Коля такой же, как все нормальные, хорошие люди. Но в какой-то момент жизни я поняла, что он совсем другой. Трудно сложившаяся судьба сделала его необыкновенно чутким, тонким, честным. Человека такого, как Коля, никогда не было и не будет.
///
Стоит ли после этого сомневаться в искренности Николая Николаевича Губенко, который не раз говорил: «Счастье моей жизни - это Жанна». И объяснял это так:
«Поскольку у меня не было матери — она мне мама, поскольку мои сестры обнаружились в 16 — она мне сестра, поскольку она моя единственная — она моя жена. Жанна — мое все».
Мне сложно судить о том, стихла ли боль от потери любимого человека за прошедший год, будет ли Жанна Андреевна отмечать свой Юбилей и уместно ли её поздравлять.
Но для поклонников таланта замечательной Актрисы её 80-летие, конечно же – знаменательная дата.
Хочется в этот день сказать Жанне Андреевне Болотовой, что мы разделяем с нею боль от тяжёлой утраты, но надеемся, что она ещё найдёт утешение и к ней вернётся душевный покой, а вместе с ним - и хорошее физическое самочувствие.
И, хотя нет уже той страны, в которой она была счастлива, у великого кинематографа, звездой которого была и остаётся (!!!) Жанна Болотова, как и прежде – миллионы поклонников. И для них она, независимо от возраста, всё та же «утонченная и юная красавица из советских фильмов».
В.Т. Сорокин
Следующая запись: Брак по-итальянски... Свадьба Адриано Челентано и Клаудии Мори. 14.07.1964 г. Они в браке уже 57 ...
Лучшие публикации