Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
WORLD CINEMA
WORLD CINEMA
ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК...
Владимир Высоцкий и Олег Даль,
к сожалению, смогли сыграть вместе только в одной картине. Их обоих с трудом утвердили на главные роли. У Владимира Высоцкого последние несколько лет были проблемы с кинематографическим начальством. А Олегу Далю после случая с директором Ленфильма вообще запретили появляться на киностудии.
«Когда Хейфиц — человек осторожный вообще... вдруг такой фортель выкинул: взял Даля — человека, которому запрещено на «Ленфильме» сниматься, после того как он похлопал рукой по шляпе директора студии Киселева! И Высоцкого, который вообще везде был запрещенный! И вдруг Хейфиц, про которого все знали, что он трус (хотя и был крупной фигурой) берет этих двух — полный нонсенс! И мало того. Киселев ему говорит: «НЕТ!!!». Хейфиц едет к нему на дачу и уговаривает. Тот орет: «Или я — или Даль!» И Хейфиц говорит: «Ну... Даль...тогда». И на этом все кончается, потому что Иосиф Ефимович был тогда «шишкой» — секретарем правления Ленинградского отделения СК СССР. Так что он настоял на своем» (Из интервью Елизаветы Даль Александру Иванову, опубликовано в журнале «Вагант»).

Из выступления Иосифа Хейфица (7 октября 1981г, ДК им. Кирова) :
«Дружба с этими людьми (Высоцкий и Даль) началась у меня в какой-то степени, обычно, как всегда бывает у режиссера, который приглашает на роль какого-нибудь актера. И вместе с тем, не совсем обычно. Потому что в процессе работы я открыл в этих людях очень много интересных черт…

В подборе актера на роль очень важно учесть, когда дело касается кино, психологический комплекс человека. То есть система каких-то высших данных внутренних качеств, нервной организации человека. То есть того, что мы называем психофизическим комплексом этого человека. Потому что кино настолько безжалостное искусство, оно настолько обнажает душу и существо человека самим методом своим, своим безжалостным приближением жизни человеческого духа к самому экрану – когда вы читаете все в глазах, когда солгать трудно (гораздо труднее, чем в театре)…
А если вы знаете Высоцкого по экрану, его тем более в жизни, то вы убедитесь в том, что мощь его голоса – если бы вы только слышали его, а не видели, он бы обязательно представлялся вам человеком большого роста, мощным. На самом деле это человек небольшого роста, я бы сказал - такой хилой организации. Но в то же время необычайно сильное мужественное лицо. Прекрасные сильные глаза, выражающие какую-то сложную внутреннюю жизнь. И вот беседа на эту тему показала мне, что передо мной тонкий, умный и чрезвычайно талантливый человек.
И что тогда я рассказал всю правду ему, как я думаю, что такое фон Корен. И тогда из этого характера исчезла поверхностная, чисто физиологическая сторона. А возник более сложный человеческий характер…
Фигура Даля совершенно противоположная Высоцкому. Если Высоцкий – человек открытый, то Даль – человек замкнутый, молчаливый… Мы с ним говорили касательно роли Лаевского. А что такое Лаевский, если вдуматься? Ему 23 года, это мальчишка, и мне пришла идея в голову: зачем же делать бородатого импозантного мужика, совершенно далекого от нас, когда я покажу человека, каким, мне кажется, он был на самом деле. Парнишку, чиновника, любителя выпить, любителя поиграть в карты. Парнишку, который приволок туда, в этот городок, женщину, бросившую мужа. Она ему быстро надоела, он не знал, как от нее избавиться. И вот таким образом дело шло дальше. И вдруг перед моими глазами предстал современный парень, с которым могла такая история вполне свободно произойти и в наше время.

И тогда я лишил Лаевского бороды и усов, и передо мной открылся просто нервный, несколько злой – иначе такой акселерат, как ныне говорят. И я подумал о том, что лучшим исполнителем был бы Олег Даль. Человек нервный чрезвычайно, человек пьющий, то есть ему знакомы эти состояния, он не должен их изображать. Человек, которому были бы понятны все низменные страсти Лаевского, и вместе с тем – человек добрый, которому были бы хорошо понятны и те резервы добра, которые в Лаевском есть…

Я конечно, ни в чем не прогадал. Ибо все качества Лаевского были ему настолько близки и органичны по-актерски, что роль, на мой взгляд, была одной из лучших в этом фильме. Даже, возможно, и лучше, чем роль фон Корена, потому что она просто больше занимает места, в ней есть больше красок и больше различных, так сказать, граней».
В этой картине режиссеру Иосифу Хейфицу удалось собрать целую плеяду выдающихся актеров, даже на «неглавные» роли. А вот утвердить их вначале съемок было совсем не просто. Людмила Максакова в интервью Марку Цыбульскому рассказывает, что во время кинопроб был снят ролик, в котором были задействованы все основные актеры. И утверждение кандидатур на роли шло актерским ансамблем.

Теперь давайте серьезные размышления Хейфица-старшего немного дополним чуть менее серьезными воспоминаниями его сына, Дмитрия Светозарова:
«… И я слышал, как актеры говорили: «Работать с Хейфицем — все равно что отдыхать в санатории». Прекрасно помню, как папа снимал на «Ленфильме» картину «Плохой хороший человек». Представляете, компания Папанов, Даль и Высоцкий — все выпивохи, это не то слово.
Я был свидетелем другого эпизода. Снималась сцена, в которой фон Корен (Высоцкий) приходит перед отъездом мириться с Лаевским (Даль). А Папанов, игравший доктора Самойленко, должен сказать: «Не утопили бы тебя эти дураки…» — имея в виду лодочников, которые должны везти фон Корена на лодке к пароходу. Отец еще до прихода актеров долго репетирует сцену. Нужно, чтобы Лаевский подал фон Корену венский стул так, чтобы у него слетело сиденье — некий символ нищей, неприспособленной жизни Лаевского. Я стою поодаль, но вся закулисная жизнь площадки мне слышна. Женя Татарский, второй режиссер, шепчет кому-то: «Не знаю, как Хейфицу сказать… Привезли Папанова, он никакой». Вскоре отец говорит: «Ну, давайте, можно уже начинать общую репетицию. Где Анатолий Дмитриевич?» Перекрестившись, Татарский подходит и говорит: «Иосиф Ефимович, он в «Стреле» встретил какого-то почитателя, ну и они, понимаете…» Отец реагирует быстро: «Понятно. Но у него всего-то одна реплика. Пусть пока посидит на стуле, а потом уж, когда съемка, встанет…» Выводят Папанова. Он действительно в абсолютном раскладе. Его усаживают. Идет генеральная репетиция. Отец дает команду: «Все, снимаем!» К нему подходит ассистент: «Иосиф Ефимович, Папанов спит, разбудить не можем. Что делать, отменять съемку? Но Володя Высоцкий прилетел на один день». — «Ладно, — принимает решение отец, — снимаем без этой реплики». Сцену снимают, Папанов тоже в кадре — спит на дальнем плане.
Год спустя отец улыбаясь показывает мне свежий номер журнала «Искусство кино» — с рецензией на фильм «Плохой хороший человек». Там написано про «гениальность Хейфица», про то, как он точно уловил психологию доктора Самойленко, который словно курица-наседка носится со всеми, отчего невероятно устал и в самый ответственный момент заснул. Резюме: «Как это психологически тонко!» Это было очень смешно».
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх