О кобрах замолвим слово или в воздухе везде опора…
Итак, «кобра», это не только вид змей и женщин, это ещё и фигура Высшего пилотажа! Если первые особи появились давно, то одноименная фигура пилотажа летательных аппаратов сравнительно недавно. А дело было так… 28 апреля 1989 года в Ле-Бурже стояла весна и проходил авиасалон, лётчик-испытатель из СССР Виктор Георгиевич Пугачёв демонстрировал пилотажные качества нового советского боевого самолёта, среди множества фигур и пируэтов была одна от которой зрители пришли в состояние шока. Позже эту фигуру назвали «Кобра Пугачёва», хотя по честному, это не так.
Ради исторической правды следует сказать, что впервые эту фигуру выполнил в испытательном полёте на Су-27 лётчик-испытатель СССР Игорь Волк. Он же является и одним из её разработчиков. Откуда всё это «вылезло», но сначала чуть-чуть теории. Итоговый, серийный Су-27 для повышения весовой отдачи и маневренных свойств был сделан так называемым «неустойчивым», иначе, после воздействия от внешней среды или пилота, самолет не способен самостоятельно вернуться в первоначальное устойчивое состояния полёта. Факт – человек на таком самолёте летать физически не может, самолёт с его «помощью» входит в раскачку до полного своего разрушения. Реальностью является то, что на разных режимах полёта степень «неустойчивости» различна. Выбор богат - от полностью устойчивого, до полностью неустойчивого состояния. Для обеспечения управляемости созданы системы автоматического управления, которые придают самолёту искусственную «устойчивость» и позволяют им «управлять». А теперь, к историческому факту: в одном из испытательных полётов, самолет вышел на большие углы атаки и электродистанционная система управления самолёта дала сбой. Пытаясь спасти машину, лётчик-испытатель Волк отключил автоматику управления рулями и к удивлению обнаружил, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету. Это потом уже были тысячи часов исследований в аэродинамических трубах, математических расчётов и испытательных полётов….
Теперь о практике. При выполнении «кобры» самолёт резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 — 110°, для экспериментального Су-37 — до 180°. Затем самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты, но с потерей скорости полёты примерно в 2 раза.
На сегодняшний день такой манёвр могут совершать разные самолёты, как отечественные, так и иностранные, но пальма первенства по «крутизне» принадлежит семейству «Су», более того, на новых модификациях эта фигура стала обычным и автоматизированным манёвром. Считается, что такой манёвр полезен в бою и позволяет «сорвать» с прицела атакуемый самолёт. И в заключении о главном: освоение этого манёвра открыло дорогу новым манёврам, основой которых стало динамическое управление летательным аппаратом во всех трёх плоскостях на закритических углах атаки. Но об этом в другой раз.
Следующая запись: Продолжение ужаса…
Лучшие публикации