Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Продолжение ужаса…

Вчера на фотографии была радиоуправляемая модель копия самолёта, а прототипом модели стал уже старенький Як-130.

О моделях…. Очень много моделей Як-130 сделано, не намного меньше чем настоящих самолётов. И некоторые сделаны на очень высоком техническом уровне и весьма крупные, в масштабе 1:4!

О самолётах типа Як-130. 25 апреля 1996 года совершил первый полет УТС Як-130Д. Первоначальная задача – создание учебно-тренировочного самолёта для замены в лётных училищах L-39. Тогда ещё был у него вполне реальный и «земной» конкурент - МиГ-АТ. Но Яковлевцы на поводу маркетинга пошли дальше и в результате «победили» в конкурсе, со своей, уже фактически другой машиной. Разработка самолёта начиналась вместе с итальянской компанией Aermacchi, но на заключительном этапе итальянцы, официально по причине технических разногласий, вышли из сотрудничества и самостоятельно довели проект до своего серийного М-346. Ну, а России, в серию пошёл обновлённый Як-130. В НАТО его назвали «Mitten» иначе, «Рукавица». Видно за то, что в самолёте попытались объединить много разных функций, придав ему универсальность.

Как известно «универсальность» придаёт любому устройству, вместе с достоинствами и ряд недостатков, что полноценно проявилось в этом самолёте. В итоге получили:
1) перетяжелённый самолёт, для сравнения:
L-39, нормальная взлётная масса: 4337 кг; Як-130, нормальная взлётная масса: 7700 кг
2) Низкую тяговооруженность от двух двигателей АИ-222-25, родом из АИ-25 1966 года.
3) Непригодность для первоначального обучения пилотов, что «вызвало» необходимость создание ещё одного самолёта (Як-152) с поршневым дизельным двигателем немецкого производства.

Ну и ряд других недостатков.

Для сравнения, что сделали итальянцы:
1. Они существенно облегчили самолёт, в том числе за счет «пластиков», в результате этих мер, даже с более тяжелой силовой установкой (на 160 кг), нормальная взлётная масса снизилась до 6700 кг, то есть на 15%.
2. Применили другие двигатели, а именно Honeywell F124-GA-200, которые имеют на 13% выше тягу. Кроме того совершенно по другому сделали конструкцию планера в районе сопел, как минимум, это улучшило аэродинамику самолёта и сняло некоторые эксплуатационные проблемы Як-130.

В результате получили другой самолёт, с более высокими взлётно-посадочными, манёвренными и другими характеристиками. Например: взлётная дистанция уменьшилась на 90 метров (на 21,5 %) и стала меньше чем у L-39, а практический потолок вырос на 1200 метров (на 10 %). Максимальная скороподъемность увеличилась с 65 до 112 м/с. Улучшились и разгонные характеристики самолёта, но при этом сохранился дозвуковой характер самолёта.


О другой версии Як-130. Самолётом заинтересовались в Китае. В итоге, они для себя и на экспорт начали в 2013 году делать свою версию Як-130. Назвали они его Hongdu L-15. Используют двигатели Як-130, а именно АИ-222-25, но в варианте с форсажной камерой, что подняло суммарную тягу двигателей с 5000 кг до 8400 кг. Дополнительно это потребовало полную переделку хвостовой части самолёта. В итоге, потяжелевшие на 200 килограмм двигатели, изменение хвостовой части планера вылилось в увеличении массы пустого самолёта на 360 кг (на 7,8%), но при этом кардинально изменились его летные характеристики, например самолёт, стал сверхзвуковым (прирост максимальной скорости – 54%), скороподъёмность достигла 150 м/с, практический потолок вырос на 28%, и так далее. Но при этом самолёт стал более учебным и менее боевым, за счет снижения числа точек подвесок.

Вернемся к Як-130. Сейчас, ко дню рождения этого самолёта в отечественных СМИ появилась информация, что этот самолёт в НАТО называют для себя «ужасом». Реально, наивно, а для специалистов просто смешно. Конечно, теоретически на 9 (!) точках подвески он может нести до 3 тонн вооружения, но далеко с ними он не улетит, ведь топливо ему придется «урезать», да и оборудование уступает взрослым боевым собратьям, всё это и есть плата за универсальность и маркетинг.

Но всё же главное, он есть, не идеален и даже не рационален, но есть! Что о нём сегодня известно. Последние машины строил Иркутский авиазавод (Иркут). В 2019 году они поставили в ВВС Мьянмы 6 самолётов и ещё 4 самолёта в ВВС Белоруссии. В итоге современная картинка по выпущенным самолётам выглядит так:

ВВС России — 107 Як-130, по состоянию на 2020 год
ВВС Алжира — 16 Як-130, по состоянию на 2020 год
ВВС Бангладеш — из 16 поставленных на 2018 год сохранилось 13 самолётов. 3 потеряно в катастрофах.
ВВС Беларуси — 12 Як-130, по состоянию на 2020 год
ВВС Мьянмы — 12 Як-130, по состоянию на 2020 год
ВВС Лаоса — 4 Як-130, по состоянию на 2020 год

Из построенных машин официально известно о 8 потерянных машинах.
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх