Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
О «Защитнике»

13 апреля 1990 года совершил первый полёт Т-10В-1, то есть, больше 30 лет назад впервые в небо поднялся будущий Су-34. В тот день пилотировал эту машину Заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Александрович Иванов.

Сегодня эта машина носит имя Су-34. Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года в конструкторском коллективе, во главе с главным конструктором Ролланом Гургеновичем Мартиросовым. Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, 70-х годов, но при этом учитывался факт появления в мире большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15, F-16. В том числе и поэтому, в качестве основы была взята база успешного проекта истребителя Су-27, а новый проект получил кодовое название Т-10В или Су-27ИБ, «истребитель-бомбардировщик». Тем не менее, проект вырос совсем в нечто другое. Задача была блестяще выполнена, для 80-х годов самолёт был не менее революционен, чем его «родитель» Су-27. Впервые применена аэродинамическая схема «Продольный триплан», двухместная кабина с рядным размещением экипажа, предоставляла экипажу уровень комфорта позволяющий осуществлять длительные полёты, энергетическая установка с двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 тягой по 13300 килограмм позволяет иметь высокую скорость полёта и вести высокоманёвренный воздушный бой. Новые двигатели АЛ-41Ф должны обеспечить этому «старику» новую «прыткость» и «верткость», например, присущую самолётам 5 поколения сверхзвуковую крейсерскую скорость полёта. В целом, вся совокупность новинок и оригинальных решений создала уникальный самолёт, в котором конструкторам удалось, как и с Су-27, далеко заглянуть вперед. Су-34 и сегодня остаётся уникальным самолётом, которому в мировой авиации нет аналогов. Маленький факт, суровым на похвалу воякам HATO, самолёт понравился, и он получил у них название «Fullback», иначе «Защитник».

Самолет был многообещающим, но рождался очень тяжело и это были вовсе не технические причины, а совершенно другие причины. Возможно, самолёт так и остался бы в фантазиях наших конструкторов и инженеров, и не увидел бы большого неба, но в 21 веке моральная устаревание, да и физическая старость существующих Су-24 стала очевидной и даже кричащей. Увы, эпоха Су-24 давно ушла. Су-25 иначе, легендарные «Грачи» рожденные в 70-х годах тоже требовали замены. Это помогло через 16 лет после первого полёта Су-34 поставить его на мелкосерийное производство. Первый полёт первого серийного самолёта Су-34 состоялся 12 октября 2006 года. Государственную программу испытаний самолёт проходил с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года, в несколько этапов. На вооружение ВВС РФ, уже серийно строящийся самолёт, был принят - 20 марта 2014 года, почти через 24 года со дня первого полёта. На сегодняшний день, Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, с 2006 года построил 122 машины этого типа, это несколько меньше построенных ранее 1400 самолётов типа Су-24 и более 1300 самолётов типа Су-25.

И в заключение совсем не много об упомянутых людях:

Анатолий Александрович Иванов – по национальности русский, родился 20 апреля 1942 года в Душанбе. Закончил Качинское лётное и 6 лет там был «летчиком-инструктором». С 1970 года, в НИИ ВВС проводил государственные испытания новых самолётов. В августе 1979 года уйдя в «запас» переходит на работу в ОКБ имени П.О. Сухого, где проработал в качестве летчика-испытателя до 1996 года. В 1984 году удостоен звания «заслуженный летчик-испытатель». В 1997 году награждён званием «Герой России». Умер 27 августа 2000 года в Москве, в возрасте 58 лет.

Роллан Гургенович Мартиросов, армян по национальности и рожденный в 1935 году в Москве, в 1959 году закончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (МАИ) и стал работать в ОКБ П. О. Сухого. Делал много и разного, например, в отделе перспективных проектов работал по темам Су-7, Су-15, Т-4, Су-24, Су-27 или руководил программой рекордного П-42. С 1991 года занимал должность главного конструктора Су-34. Умер в Москве 27 февраля 2020 года.

Конечно, Вы понимаете, что за рождением этой машины стоят не эти два человека, а тысячи, сотни тысяч других людей, чей общий труд и создал этот самолёт.
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх