Уличный «маэстро» или Ту-128
18 марта 1961 года совершил свой первый полёт Ту-128. Так он родился, в НАТО его назвали: Fiddler, иначе, «Уличный скрипач», а по делу это был советский тяжёлый двухместный барражирующий перехватчик противоздушной обороны, защищавший воздушные рубежи СССР на дальних подступах. Машины этого типа составляли основу самолётного парка в полках ПВО СССР до конца 1980-х годов.
Как всё начиналось. В 50-е годы стало фактом приход на вооружение ракетной техники и авиационной техники нового поколения. Естественно должны были появиться средства противодействия, так в системе ПВО страны стали появляться зенитно-ракетные комплексы типа С-25 и С-75 и истребители-перехватчики МиГ-17ПФУ и Як-25, затем появились МиГ-19ПМ и Су-9, Су-11 и Як-28. Но у этих средств был большой недостаток – сравнительно небольшой радиус действия, а значит ими можно «прикрыть» точечные объекты, а не тысячи километров воздушной границы самого крупного в мире государства. Заказ на разработку дальнего перехватчика дали в КБ Лавочкина, так появился Ла-250, но он не оправдал надежды военных. Тогда, в 1957 году, с заказом на не типичный для этого КБ самолёт обратились к Туполеву. Заказ был принят и на него «бросили» лучшие силы КБ. Общее руководство проектом осуществлял С. М. Егер, а за основу по «туполевски» взяли проект бомбардировщика «98», хотя не обошлось без наследия Ту-22. В июне 1959 года заказчику предъявили эскизный проект. Строительство первой опытной машины началось в 1960 году, а первый опытный перехватчик «128» на заводские испытания передали 23 января 1961 года.
Интересен другой факт, авторитет КБ Туполева был настолько высок, что уже в конце 1959 года на Воронежском авиационном заводе, параллельно с постройкой первого опытного самолёта, не имея никаких результатов лётных испытаний, началось строительство серийных перехватчиков первой серии. В результате, примерно через год после первого полёта опытной машины, 20 марта 1962 года начались совместные государственные испытания, на которых участвовал первый опытный самолёт и четыре серийных. Испытания и доводка самолётов длилась с 18 марта 1961 года по 13 июля 1964 года, и за это время было выполнено 799 полётов.
О результатах, 12 декабря 1963 года самолёт получил своё имя Ту-128, а в апреле 1965 года был принят на вооружение частей ПВО СССР. Всего на Воронежском авиазаводе до 1970 года было построено 188 этих машин.
Истребитель «от Туполева» получился крупным, длиной более 30 метров и размахом крыла более 17,5 метров. Взлётный вес был по стать размерам «малыша» - 43 700 килограмм. Сердцем машины были два двигателя (ТРДФ) АЛ-7Ф-2 с форсажной тягой 10100 кг. В общем, слабоваты сердечки, но других не было. Но и они разгоняли эту машину с 4-мя специальными ракетами типа Р-4 до сверхзвука, 1655 км/ч. Прослужив довольно долго самолёты этого типа в 80-е годы стали меняться самолётами нового поколения, это были легендарные и сегодня МиГ-31. Окончательно Ту-128 покинули свой «боевой пост» в 1992 году.
Следующая запись: Космодром «Плесецк»
Лучшие публикации