Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
27 июля 2002 года, Трагедия во Львове

Увы, эта трагедия на авиашоу во Львове является самой крупной в истории мировых авиашоу. Катастрофа истребителя украинских ВВС Су-27УБ произошла в ходе авиашоу в честь 60-летия 14-го авиакорпуса (бывшей 14-й Воздушной Армии СССР) на аэродроме Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время выполнения фигуры высшего пилотажа. Самолёт упал на толпу зрителей. В результате падения самолёта официально погибло 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признаны 543 человека.

Обстоятельства: Су-27УБ под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова совершил взлёт в 12:41 минуту, и начал демонстрационную программу. В частности при выполнении фигуры высшего пилотажа «косая петля с поворотом» самолёт сделал «просадку» и оставшейся высоты стало явно недостаточно. Самолёт задел дерево, затем ударился о бетон и некоторое время скользил вдоль земли через лётное поле, заполненное зрителями. Потом задел стоящий на аэродроме Ил-76, начал кувыркаться и окончательно упал. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар. К месту падения были стянуты пожарные расчёты и бригады скорой помощи. В общей сложности около 20 машин скорой помощи находилось на месте трагедии. Пострадавшие, в том числе и выжившие лётчики Су-27, были направлены в пять больниц Львова.

Пилоты катапультировались, сначала Егоров, а после первого удара самолёта о землю и Топонарь. Президент Украины Леонид Кучма всю вину за случившуюся трагедию возложил на военных. 6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии МО Украины. В качестве основной причины трагедии было названо «отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Для тех, кто держал штурвал, последние секунды трагедии:
• 12:43:26. Яцюк: 152, я Лаванда площадка: наблюдаю, работу разрешаю.
• 12:43:31. Сигнал бортового компьютера о снижении на опасную высоту (на протяжении 5,5 секунды).
• 12:43:33. Егоров: У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?
• 12:43:37. Егоров: 6 тонн. Понимаешь?
• 12:43:43. Топонарь: Где зрители, на х..?
• 12:43:48. Егоров: Не знаю, где они бл…
• 12:43:49. Топонарь: А, вон, вижу. Егоров: …твою мать…! С правой стороны нет!
• 12:43:54. Топонарь (земле): Пилотаж влево выполняю. Егоров: Ну что, пошли?
• 12:43:58. (команда с земли) Яцюк: Влево, влево.
• 12:44:14. Егоров: Включай.
• 12:44:34. Егоров: Пошли.
• 12:44:36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
• 12:44:39. Егоров: Бочка.
• 12:44:44. Егоров: Хватит — угол.
• 12:44:51. Голосовой информатор: Борт 42, скорость предельная.
• 12:44:58. Егоров: Поворачивай. Голосовой информатор: Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка.
• 12:45:01. (команда с земли) Яцюк: Поворот.
• 12:45:02. Егоров: Выворачивай еб….
• 12:45:05. (команда с земли) Яцюк: Выводи.
• 12:45:07. (команда с земли) Третьяков: Выводи, добавь обороты.
• 12:45:10. (команда с земли) Яцюк: Форсаж. Голосовой информатор: Предельный угол атаки, предельная перегрузка.
• 12:45:11. (команда с земли) Третьяков: Добавь обороты.
• 12:45:18. Остановка магнитофона.

Приговор суда, итоги.
• Владимир Топонарь, командир Су-27 — приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 300 000 долларов), затем по решению Верховного суда сумма уменьшена до 150 000 гривен (около 27 000 долларов). Вышел на свободу через 11 лет.
• Юрий Егоров, второй пилот Су-27 — приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 000 долларов). Вышел на свободу через 2,5 года.
• Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом — приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 000 гривен (около 130 000 долларов).
• Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами — приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 000 гривен (около 130 000 долларов).
• Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса — приговорён к 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 000 гривен (около 35 000 долларов).
• Олег Дзюбецкий, ответственный за подготовку экипажа — оправдан в связи с отсутствием состава преступления.
Организаторы скниловского авиа-шоу, согласно решению суда, считаются невиновными в трагедии.

Можно спросить справедливо решение суда, ответ вполне ожидаем – нет. Тут есть много «изюминок» ушедших от внимания суда. Вероятно, что всё же главная ответственность лежит на организаторах «шоу» допустивших пилотаж самолёта практически прямо над головами зрителей. Определение минимальной допустимой высоты пилотажа тоже было явно занижено, напомним, что самолет такого класса выполняет пилотаж в среднем на скорости 150-200 метров в секунду. Другое, тренировочный полёт, для «пристрелки» местности пилотам сделать не разрешили, они оказались перед фактом ошибок в составленных «летных картах», а также в определении «зрительской зоны» практически на границе пилотажной зоны. Конечно пилоты были опытные, так, например, квалификация Владимира Топонаря не вызывает сомнений — только в составе пилотажной группы «Украинские соколы» он к моменту трагедии летал уже шесть лет и к своим 45 годам имел вполне уважительный налет равный 2000 часам, но и тут есть проблема, на суде стало известно о налёте за 2002 год – всего 19 часов. К сожалению, были и чисто технические причины, которые в суде даже не озвучивались. В частности, барометрические искажения скорости и высоты полёта или почему на этот «вид» полётного задания самолёт вылетел с фактически полной заправкой топлива, 6 тонн, хотя должна была быть на 3 тонны меньше, выявленный по данным объективного контроля «разнотяг» двигателей тоже не изучен. Такие важные «мелочи» предпочли забыть или скрыть.

Есть ли положительные итоги трагедии? Да, есть. Авиация напомнила, что она и «зрелища» несовместимы, а авиационные законы безопасности написаны кровью. А именно: удаление пилотажной зоны не менее чем на 250 метров от «зрительской зоны», а высота горизонтального прохода не менее 100 метров, а при выполнении вертикальных фигур – не менее 200 метров и ещё, тренировки, тренировки и тренировки!
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится6
Поделитесь записью с друзьями
Олейлана Олейлана
На тренировочных полётах сэкономили, а в бак заправили топлива в 2 раза больше, чем следовало... Блондинка поступила бы разумнее
Наверх