Здесь выдают
ставки
ставки

О сердцах, самолётных и человеческих
10 (23) июня 1911года, в Актюбинске, в семье рабочего-котельщика Дмитрия Матвеевича Кузнецова и домохозяйки Марии Михайловны Кузнецовой родился мальчик. Его нарекли Николаем. Пройдут годы, и Николай Дмитриевич Кузнецов станет конструктором авиационных и ракетных двигателей, действительным членом АН СССР и РАН, дважды Героем Социалистического Труда (1957, 1981), Лауреатом Ленинской премии и много других титулов заслужит. Но это будет позже.
А пока мальчишка рос, поменялась страна, в которой он родился, хотя осталась той же Родиной. Подрос мальчишка и пошел учиться в школу крестьянской молодёжи, в те годы было «модно» учиться. В 1926 году начал работать слесарем, точнее учиться и работать, работать и учиться. В 1930 году он окончил школу, и поступил в Московский авиационный техникум, причем на вечернее отделение, а днём он работал, слесарем-сборщиком. В 1933 году поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-Воздушной Инженерной Академии имени Н. Е. Жуковского. Эту альма-матер Дмитрий Матвеевич окончил 16 ноября 1938 года, с отличием. Дипломный проект у него был весьма интересный, с темой: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л. с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
Оставили его в Академии, служит, работать, учиться. В апреле 1939 года он вступил в члены ВКП(б) парторганизации академии, и немного позже был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года Н.Д. Кузнецов успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, а с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 году его переводят в Куйбышев, где он возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне носящее его имя — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
В этом научно-техническом комплексе сделано много интересного и выдающегося, прошли годы, десятилетия, а многие разработки остаются уникальными и сегодня, например:
- непревзойденный в мире турбовинтовой двигатель НК-12. Он поднимал и некоторые и сегодня поднимает в небо самолёты Ан-22, Ту-95, Ту-114, Ту-142, экраноплан А-90 «Орлёнок».
- первые советские двухконтурные двигатель НК-8, для Ту-154, Ил-62, Ил-76 и его развитие НК-86 для советского аэробуса Ил-86.
- серия турбореактивных двигателей НК-22, НК-25, НК-144, НК-32 поднимали и поднимают в небо сверхзвуковой пассажирский Ту-144, ракетоносцы Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160.
Много различных двигателей, созданы и для ракетной, космической техники. Уникальность созданных в КБ двигателей позволяет им трудиться и на земле, по совершенно земным профессиям, например, газотурбинные привода типа: НК-12СТ, НК-14СТ, НК-14Э.
Умер Н. Д. Кузнецов 31 июля 1995 года, оставив нам свою последнюю разработку, двигатель 21 века. Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем и итогом всей жизни Николая Дмитриевича.
10 (23) июня 1911года, в Актюбинске, в семье рабочего-котельщика Дмитрия Матвеевича Кузнецова и домохозяйки Марии Михайловны Кузнецовой родился мальчик. Его нарекли Николаем. Пройдут годы, и Николай Дмитриевич Кузнецов станет конструктором авиационных и ракетных двигателей, действительным членом АН СССР и РАН, дважды Героем Социалистического Труда (1957, 1981), Лауреатом Ленинской премии и много других титулов заслужит. Но это будет позже.
А пока мальчишка рос, поменялась страна, в которой он родился, хотя осталась той же Родиной. Подрос мальчишка и пошел учиться в школу крестьянской молодёжи, в те годы было «модно» учиться. В 1926 году начал работать слесарем, точнее учиться и работать, работать и учиться. В 1930 году он окончил школу, и поступил в Московский авиационный техникум, причем на вечернее отделение, а днём он работал, слесарем-сборщиком. В 1933 году поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-Воздушной Инженерной Академии имени Н. Е. Жуковского. Эту альма-матер Дмитрий Матвеевич окончил 16 ноября 1938 года, с отличием. Дипломный проект у него был весьма интересный, с темой: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л. с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
Оставили его в Академии, служит, работать, учиться. В апреле 1939 года он вступил в члены ВКП(б) парторганизации академии, и немного позже был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года Н.Д. Кузнецов успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, а с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 году его переводят в Куйбышев, где он возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне носящее его имя — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
В этом научно-техническом комплексе сделано много интересного и выдающегося, прошли годы, десятилетия, а многие разработки остаются уникальными и сегодня, например:
- непревзойденный в мире турбовинтовой двигатель НК-12. Он поднимал и некоторые и сегодня поднимает в небо самолёты Ан-22, Ту-95, Ту-114, Ту-142, экраноплан А-90 «Орлёнок».
- первые советские двухконтурные двигатель НК-8, для Ту-154, Ил-62, Ил-76 и его развитие НК-86 для советского аэробуса Ил-86.
- серия турбореактивных двигателей НК-22, НК-25, НК-144, НК-32 поднимали и поднимают в небо сверхзвуковой пассажирский Ту-144, ракетоносцы Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160.
Много различных двигателей, созданы и для ракетной, космической техники. Уникальность созданных в КБ двигателей позволяет им трудиться и на земле, по совершенно земным профессиям, например, газотурбинные привода типа: НК-12СТ, НК-14СТ, НК-14Э.
Умер Н. Д. Кузнецов 31 июля 1995 года, оставив нам свою последнюю разработку, двигатель 21 века. Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем и итогом всей жизни Николая Дмитриевича.
Следующая запись: 22 июня 1941 года с первыми лучами солнца, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия ...
Лучшие публикации