Здесь выдают
ставки
ставки

О любопытстве…
В конце 50- начале 60х годов над территорией СССР регулярно появлялись самолёты-разведчики иностранных государств, в первую очередь США, например шпион U-2 налетал не менее 500 часов.
1 мая 1960 года - американский разведывательный самолет Lockhead U-2, пилотируемый пилотом Ф. Пауэрсом, был сбит ракетой комплекса С-75, под Свердловском.
Всё бы хорошо, но на земле было не всё хорошо. В тоже время по тревоге были подняты два истребителя МиГ-19, получившие приказ не допустить американца к Москве. Ведущим в этой паре был заместитель командира эскадрильи капитан Борис Айвазян, ведомым — старший лейтенант Сергей Сафронов. Но максимальная высота полёта этих самолётов было явно недостаточно для перехвата шпиона. К событиям подключили новинки в системе ПВО, ракетные комплексы. Было выпущено несколько ракет.
U-2 был сбит ракетой ПВО, причем первой. Летчикам истребителей дали команду возвращаться. На обратном пути советские самолеты вошли в зону ракетного дивизиона Шугаева. Командир ракетного дивизиона Шугаев видит - в воздухе находятся две цели. Шугаев не знает, что U-2 уже сбит соседним дивизионом и запрашивает командный пункт: "Прошу уточнить воздушную обстановку!". И получает разъяснение: "В воздухе своих нет". Летчикам поступает команда снижаться, ведущий переворачивает самолёт и отвесно пикирует до высоты 2000 м, он выходит из зоны сектора локатора Шугаева и на индикаторе локатора остаётся одна цель, самолёт Сафронова, и без сигнала "Я свой", а Сафронов продолжает снижаться обычным темпом, 30 метров в секунду, высота 11000 метров. Пуск ракеты и прямое попадание, МиГ-19 фактически разваливается, летчика фактически выбрасывает из кабины, увы, но он уже не был жив.
Последующее расследование установило, что причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО, так в частности, боевой расчет не знал о наличии истребителей в воздухе. Не были ещё отработанны системы взаимодействия частей и подразделений между собой. Это был болезненный, но нужный урок.
В мае 1960 года был обнародован указ о награждении военнослужащих, которые пресекли полет самолета-шпиона. Кстати, это был первый указ, подписанный Леонидом Брежневым, который тогда стал председателем президиума Верховного Совета СССР. 21 человек удостоился орденов и медалей, в том числе Орденом Красного Знамени награжден старший лейтенант Сергей Сафронов, причем слово "посмертно" было опущено. Похоронен Сергей Сафронов на Егошихинском кладбище Перми.
Маленькое послесловие… Борис Айвазян поступил в Воздушную Академию имени Гагарина. Не окончив ее, начал работать в КБ Туполева, закончил аспирантуру. Через 8 лет после того полета Борис Айвазян женился на вдове погибшего товарища, Анне. Сын Сергея, Александр Сафронов закончил училище гражданской авиации.
О современности. Сейчас потребности в таких самолётах и таких специализированных полётах нет. Космические спутники способны безнаказанно собирать множество информации, полёты самолётов иностранного производства и иностранных компаний, полёты спецсамолётов по программе «открытое небо» полностью удовлетворяют любопытство вероятного противника.
В конце 50- начале 60х годов над территорией СССР регулярно появлялись самолёты-разведчики иностранных государств, в первую очередь США, например шпион U-2 налетал не менее 500 часов.
1 мая 1960 года - американский разведывательный самолет Lockhead U-2, пилотируемый пилотом Ф. Пауэрсом, был сбит ракетой комплекса С-75, под Свердловском.
Всё бы хорошо, но на земле было не всё хорошо. В тоже время по тревоге были подняты два истребителя МиГ-19, получившие приказ не допустить американца к Москве. Ведущим в этой паре был заместитель командира эскадрильи капитан Борис Айвазян, ведомым — старший лейтенант Сергей Сафронов. Но максимальная высота полёта этих самолётов было явно недостаточно для перехвата шпиона. К событиям подключили новинки в системе ПВО, ракетные комплексы. Было выпущено несколько ракет.
U-2 был сбит ракетой ПВО, причем первой. Летчикам истребителей дали команду возвращаться. На обратном пути советские самолеты вошли в зону ракетного дивизиона Шугаева. Командир ракетного дивизиона Шугаев видит - в воздухе находятся две цели. Шугаев не знает, что U-2 уже сбит соседним дивизионом и запрашивает командный пункт: "Прошу уточнить воздушную обстановку!". И получает разъяснение: "В воздухе своих нет". Летчикам поступает команда снижаться, ведущий переворачивает самолёт и отвесно пикирует до высоты 2000 м, он выходит из зоны сектора локатора Шугаева и на индикаторе локатора остаётся одна цель, самолёт Сафронова, и без сигнала "Я свой", а Сафронов продолжает снижаться обычным темпом, 30 метров в секунду, высота 11000 метров. Пуск ракеты и прямое попадание, МиГ-19 фактически разваливается, летчика фактически выбрасывает из кабины, увы, но он уже не был жив.
Последующее расследование установило, что причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО, так в частности, боевой расчет не знал о наличии истребителей в воздухе. Не были ещё отработанны системы взаимодействия частей и подразделений между собой. Это был болезненный, но нужный урок.
В мае 1960 года был обнародован указ о награждении военнослужащих, которые пресекли полет самолета-шпиона. Кстати, это был первый указ, подписанный Леонидом Брежневым, который тогда стал председателем президиума Верховного Совета СССР. 21 человек удостоился орденов и медалей, в том числе Орденом Красного Знамени награжден старший лейтенант Сергей Сафронов, причем слово "посмертно" было опущено. Похоронен Сергей Сафронов на Егошихинском кладбище Перми.
Маленькое послесловие… Борис Айвазян поступил в Воздушную Академию имени Гагарина. Не окончив ее, начал работать в КБ Туполева, закончил аспирантуру. Через 8 лет после того полета Борис Айвазян женился на вдове погибшего товарища, Анне. Сын Сергея, Александр Сафронов закончил училище гражданской авиации.
О современности. Сейчас потребности в таких самолётах и таких специализированных полётах нет. Космические спутники способны безнаказанно собирать множество информации, полёты самолётов иностранного производства и иностранных компаний, полёты спецсамолётов по программе «открытое небо» полностью удовлетворяют любопытство вероятного противника.
Следующая запись: 1 мая
Лучшие публикации