
Уникально, даже сегодня или А-12
Был такой самолет, хотя и американский, конструктора Кларенса «Келли» Джонсона. Полное его название - Lockheed A-12 (Локхид А-12) и это был одноместный американский высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США секретным отделением корпорации Lockheed Corporation — Skunk works под первичным названием «Архангел».
Лётные испытания самолёта начались 25 апреля 1962 года на полигоне Грум Лэйк. Первым пилотом, пилотировавшим А-12, был лётчик-испытатель Лу Шальк. Сразу же как только Шальк оторвал "Архангела" от земли, начались колебания по каналу тангажа. "Смотреть на это со стороны было ужасно", - вспоминал Келли Джонсон. Налицо - неустойчивость и склонность самолета к автоколебаниям. По выражению Шалька, самолет "барахтался в небе", А-12 раскачивался по всем трем осям так, что летчик уже не чаял благополучно приземлиться. Тем не менее, Шальк приткнул самолет, благо Грум-Лэйк представляет собой высохшее озеро, на котором можно осуществлять прерванный взлет без особых проблем. В этом полете система повышения устойчивости не работала, а сам полет представлял собой скорее скоростную рулежку с кратковременным отрывом машины от земли. Полноценный полет состоялся 26 апреля, он продолжался 35 минут. Работающая система SOS исключила автоколебания по всем каналам управления. "Прекрасный взлет, прекрасная посадка", - отметил Джонсон.
Третий, он же первый «официальный» полёт был выполнен 30 апреля, а в начале мая 1962 года самолёт впервые шагнул на сверхзвук, была достигнута скорость в 1,1 М, это было начало его скоростной карьеры. После установки специально разработанного для самолёта двигателей Pratt Whitney J58-P4 он в 1963 году вышел на скорость в 3,2 числа М. Также была достигнута впечатляющая практическая высота полёта, 25 километров.
Немного о силовой установке. Надо сказать, что J58, был первый двигатель так называемого изменяемого цикла. На большой скорости он фактически превращался в прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Например, при скорости 3,2 Маха, 80 % тяги двигателя обеспечивается прямоточной частью двигателя и только 20 % его турбореактивной частью. С точкой зрения технических параметров двигатель совсем не впечатляет, так, степень сжатия 9-ти ступенчатого компрессора всего 8,5 единиц, температура на турбине всего 1100 градусов Цельсия, а процедура его запуска могла вызвать удивлённую улыбку. Запуск производился от наземной силовой установки мощность 600 л.с. раскручивавший двигатель до 3200 оборот в минуту, и только после этого начинался процесс «запуска» этого «турбика». «Нормальные» для этого самолёта режимы полёта потребовали применение специального топлива, тяжёлого JP-7, с точкой кипения 288 градусов. Но оно не хотело в двигателе воспламеняться, поэтому розжиг сопровождался впрыском специального вещества, TEB. Оно очень легко воспламенялось, поэтому хранилось в специальном контейнере в количестве 0,6 литра, достаточном для 16 запусков, в том числе и форсажной камеры. Этот маленький нюанс сильно ограничивал дальность и время полёта самолёта, имевшего систему дозаправки самолёта в воздухе. И последнее, по силовой установке, скоростные успехи самолёта и двигателя заключались не только в особой конструкции двигателя, но и в оптимизированном для больших скоростей входном устройстве с подвижным, по определённой программе, конусе. Подобная схема входного устройства применена и на отечественной легенде МиГ-21или его версии в виде Е-152 (1961 год) выходившего на скорость М=2,85.
А-12 был в производстве с1962 по 1964 год и находился в эксплуатации с 1963 по 1968 год, последний раз самолет поднялся в воздух в мае 1968 года. Всего по программе разработки А-12 было произведено 18 самолетов. Несмотря на то, что изначально самолёт разрабатывался для проведения разведки над территорией Советского Союза и Кубы, А-12 никогда не использовались для этих задач. Другой интересный факт, значительная часть деталей планера была изготовлена из титанового сплава В-120, а непосредственно титан закупался в СССР, через «подставные» фирмы и страны. Конструкция одноместного самолета легла в основу создания SR-71, совершившего первый полёт 22 декабря 1964 года.
Был такой самолет, хотя и американский, конструктора Кларенса «Келли» Джонсона. Полное его название - Lockheed A-12 (Локхид А-12) и это был одноместный американский высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США секретным отделением корпорации Lockheed Corporation — Skunk works под первичным названием «Архангел».
Лётные испытания самолёта начались 25 апреля 1962 года на полигоне Грум Лэйк. Первым пилотом, пилотировавшим А-12, был лётчик-испытатель Лу Шальк. Сразу же как только Шальк оторвал "Архангела" от земли, начались колебания по каналу тангажа. "Смотреть на это со стороны было ужасно", - вспоминал Келли Джонсон. Налицо - неустойчивость и склонность самолета к автоколебаниям. По выражению Шалька, самолет "барахтался в небе", А-12 раскачивался по всем трем осям так, что летчик уже не чаял благополучно приземлиться. Тем не менее, Шальк приткнул самолет, благо Грум-Лэйк представляет собой высохшее озеро, на котором можно осуществлять прерванный взлет без особых проблем. В этом полете система повышения устойчивости не работала, а сам полет представлял собой скорее скоростную рулежку с кратковременным отрывом машины от земли. Полноценный полет состоялся 26 апреля, он продолжался 35 минут. Работающая система SOS исключила автоколебания по всем каналам управления. "Прекрасный взлет, прекрасная посадка", - отметил Джонсон.
Третий, он же первый «официальный» полёт был выполнен 30 апреля, а в начале мая 1962 года самолёт впервые шагнул на сверхзвук, была достигнута скорость в 1,1 М, это было начало его скоростной карьеры. После установки специально разработанного для самолёта двигателей Pratt Whitney J58-P4 он в 1963 году вышел на скорость в 3,2 числа М. Также была достигнута впечатляющая практическая высота полёта, 25 километров.
Немного о силовой установке. Надо сказать, что J58, был первый двигатель так называемого изменяемого цикла. На большой скорости он фактически превращался в прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Например, при скорости 3,2 Маха, 80 % тяги двигателя обеспечивается прямоточной частью двигателя и только 20 % его турбореактивной частью. С точкой зрения технических параметров двигатель совсем не впечатляет, так, степень сжатия 9-ти ступенчатого компрессора всего 8,5 единиц, температура на турбине всего 1100 градусов Цельсия, а процедура его запуска могла вызвать удивлённую улыбку. Запуск производился от наземной силовой установки мощность 600 л.с. раскручивавший двигатель до 3200 оборот в минуту, и только после этого начинался процесс «запуска» этого «турбика». «Нормальные» для этого самолёта режимы полёта потребовали применение специального топлива, тяжёлого JP-7, с точкой кипения 288 градусов. Но оно не хотело в двигателе воспламеняться, поэтому розжиг сопровождался впрыском специального вещества, TEB. Оно очень легко воспламенялось, поэтому хранилось в специальном контейнере в количестве 0,6 литра, достаточном для 16 запусков, в том числе и форсажной камеры. Этот маленький нюанс сильно ограничивал дальность и время полёта самолёта, имевшего систему дозаправки самолёта в воздухе. И последнее, по силовой установке, скоростные успехи самолёта и двигателя заключались не только в особой конструкции двигателя, но и в оптимизированном для больших скоростей входном устройстве с подвижным, по определённой программе, конусе. Подобная схема входного устройства применена и на отечественной легенде МиГ-21или его версии в виде Е-152 (1961 год) выходившего на скорость М=2,85.
А-12 был в производстве с1962 по 1964 год и находился в эксплуатации с 1963 по 1968 год, последний раз самолет поднялся в воздух в мае 1968 года. Всего по программе разработки А-12 было произведено 18 самолетов. Несмотря на то, что изначально самолёт разрабатывался для проведения разведки над территорией Советского Союза и Кубы, А-12 никогда не использовались для этих задач. Другой интересный факт, значительная часть деталей планера была изготовлена из титанового сплава В-120, а непосредственно титан закупался в СССР, через «подставные» фирмы и страны. Конструкция одноместного самолета легла в основу создания SR-71, совершившего первый полёт 22 декабря 1964 года.
Следующая запись: С днём Рождения, Як! 25 апреля 1996 года совершил первый полет Як-130Д. Полёт выполнен на аэродроме ...
Лучшие публикации