Супермарин Спитфайр, конструктора гоночных самолётов Реджинальда Митчелла. В феврале 1934 года, Реджинальд Митчел (Reginald Mitchell) закончил работу над своим первым проектом истребителя Супермарин Тип 224. Его летные характеристики были весьма посредственны. Р. Митчел извлек урок и сумел сделать качественно другой истребитель. Первый полёт самолёт-прототип K.5054 совершил 5 марта 1936 года, пилотировал его пилот-испытатель Мат Саммерс. Первоначально самолёт был вооружен 4 пулемётами мелкого калибра (7,69-мм), потом их количество увеличили до 8 штук. Кто-то называл его «огневержец», а кто, чисто по переводу, «злюка, вспыльчивый». Испытания выявили его хороший скоростной потенциал, в 562 км/час весьма хороший показатель для тех лет. В итоге был подписан контракт на серийное производство самолёта.
С серийным производством самолёта сразу возникли проблемы, — Митчелл никогда не создавал серийно производимые самолёты. В результате производство единичного «Спитфайра» требовало на 40 % больше человеко-часов, чем например, производство Bf.109. Причин было много, в том числе из-за эллиптического сложного по конструкции крыла. Были проблемы и с пулемётами, которые регулярно отказывались стрелять на высотах более 1200 метров. Проблему решили в конце 1938 года установкой специальной системы обогрева пулеметов. Или другое, прямо казусный факт: первоначальный вариант сдвижной части фонаря оказался настолько тесным, что пилот в шлемофоне с трудом мог повернуть в нём голову. Решили проблему разработкой выпуклой сдвижной часть фонаря, и она стала ещё одной характерной внешней чертой истребителя. Всё это дополнительно тормозило крупносерийное производство и «Битву за Британию» 1940 года, взяли на себя более простые и менее совершенные «Харрикейны», хотя именно Spitfire Mk.I официально вошёл в историю как «спаситель Великобритании».
Самолёт имел много модификаций, но основным направлением его совершенствования были замены двигателей на более мощные. Остановимся на модификации Mk.IX. Установка двигателей Merlin 61 позволила увеличить высоту полёта на 3050 метров и максимальную скорость на 113 км/час. Для новой модификации понадобились новая моторама, новый капот, а старый трехлопастной винт заменили на четырехлопастной «Ротол». Серийный выпуск начался в конце 1942 года. Всего было выпущено 5656 самолётов в модификации Mk.IX и ещё 262 машины были переделаны из Mk.V.. Задуманная как переходная модель эта модификация стала самой массовой моделью Spitfire. Самой совершенной моделью стала модификация Mk.XVIII, это фактически новый самолёт, но он появился только в 1946 году.
Всего были построены 20351 Спитфайров, из них 1331 Spitfire был поставлен в СССР по ленд-лизу с 1943 года, преимущественно в низковысотной модификации
На данный момент в мире сохранились около 50 самолётов Spitfire в лётном состоянии.
Следующая запись: Второе поколение: самолёт-ракета или «Звездный боец»
Лучшие публикации