Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
25 июля скажем о сверхзвуке пассажирском.

Почему сегодня? 25 июля 2000 года в Париже, при вылете из аэропорта «Шарль де Голль», разбился «Конкорд» F-BTSC авиакомпании Air France, совершавший рейс Париж — Нью-Йорк. Основной причиной катастрофы стал наезд во время влёта тележкой левой стойки шасси на металлическую деталь DC-10 взлетавшего ранее. В результате последовало: разрушение шины колеса, её куски пробили обшивку топливного бака, а вытекающее топливо от соседства с двигателями подожгло самолёт, два двигателя отказали, а самолет, оторвавшийся от взлетной полосы, менее чем через две минуты рухнул на небольшой отель в четырех километрах от аэропорта. Погибло 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также 4 человека, на земле. Помянем основной экипаж:
• Командир воздушного судна (КВС) — 54-летний Кристиан Марти, проработал в авиакомпании Air France 33 года, налетал 13 477 часов.
• Второй пилот — 50-летний Жан Марко, проработал в авиакомпании Air France 28 лет и 7 месяцев, налетал 10 035 часов.
• Бортинженер — 58-летний Жиль Жардино, проработал в авиакомпании Air France 32 года и 4 месяца, налетал 12 532 часа, 937 из них на Arospatiale-BAC Concorde.
Этот случай на год остановило пассажирскую эксплуатацию самолётов этого типа. Эта единственная катастрофа за 27 лет эксплуатации самолёта стала и первой и последний, так как в 2003 году эксплуатация этих самолётов была прекращена.

Что нам скажет история и сегодняшний день по вопросу сверхзвуковой пассажирской авиации?

Совсем немного теории. Преодоление «звукового барьера» требует больших энергетических затрат, поэтому проходит на форсажном, очень не экономичном режиме работы двигателей. После преодоления на скоростях 2000-2500 км/ч обтекание самолёта стабилизируется, но не оптимально, так лучшее аэродинамическое качество (К) имел наш Ту-144 – К=8,1 («Конкорд», на сверхзвуке К=7,7), но дозвуковые лайнеры имеют от 18 до 20 единиц. Далее, при приближении к рубежу скорости 3000 км/ч приближается «тепловой барьер», что требует применение специальных жаропрочных материалов и ряда дополнительных систем. Естественно, всё это отражалось, и будет отражаться на стоимости самолётов, авиабилетов и вообще на рентабельности эксплуатации. Как вы понимаете, даже в седине 80–х годов полёт из Парижа — Нью-Йорк за 3 500 $, были не очень востребованы. Сегодня ситуация в лучшую сторону не изменилась.

Теперь о прошлых и сегодняшних проектах:
• Boeing 2707 (1969 — 1971), проект, но на самолёт были получены 115 предварительных заказов от 25 авиаперевозчиков, но так и остался в виде двух недостроенных планеров. Проект был закрыт в 1971 году;
• Ту-244 - в 1973 году ОКБ Туполева подготовило первый проект СПС-2, получившего обозначение Ту-244, хотя реально это были несколько проектов различающихся аэродинамической компоновкой, конструктивными решениями планера, двигательными установками и летно-техническими характеристиками. Это 350 тонное чудо должно было перевозить 254 пассажира. Проект отменён;
• Ту-344 —проект сверхзвукового пассажирского самолёта административного класса на базе бомбардировщика Ту-22М3, рассчитанный на 10—12 пассажиров. Разрабатывался в ОКБ Туполева (АНТК им. А. Н. Туполева) в рамках конверсионных программ во второй половине 1990-х годов Однако проект изначально был бесперспективным, так как самолёт предполагался для международного использования, а уже тогда он не отвечал международным экологическим стандартам. Проект отменён.
• Boeing Sonic Cruiser- трансзвуковой самолёт, разработку которого начала компания Boeing в конце 1990-х. Отличительной особенностью его была высокая крейсерская скорость, составляющая около 0,95—0,99 М (1100км/ч). Предполагалось, что новый лайнер сможет перевозить 200—250 пассажиров на расстояние 11—16 тыс. км и сможет летать на 15—20 % быстрее нынешних самолётов. Boeing объявил о начале разработки в 2001 году. В декабре 2002 года проект создания высокоскоростного самолёта был заморожен.
• Ту-444 —проект российского сверхзвукового пассажирского самолёта деловой авиации разработки ОАО «Туполев». Пришёл на смену проекту Ту-344, являлся конкурентом проекту ОКБ Сухого SSBJ. Проектировка Ту-444 началась в начале 2000-х годов, в 2004 году началась эскизная проработка проекта на 6-10 пассажиров. Разработке предшествовали просчет наиболее выгодных технических характеристик для самолета такого класса. Так, было установлено, что дальности полёта в 7500 километров хватает для покрытия основных деловых центров мира, а оптимальной является длина разбега в 1800 метров. Первый полет, по плану, должен был состояться в 2015 году. Проект отменён;
• Sukhoi Supersonic Business Jet (SSBJ, С-21) - проект сверхзвукового пассажирского самолёта бизнес-класса, разрабатывавшегося ОКБ Сухого. Разработка С-21 и его более крупной модификации С-51 была начата в 1981 году по инициативе на тот момент главного конструктора ОКБ Сухого Михаила Петровича Симонова. Проект возглавил заместитель главного конструктора Михаил Асланович Погосян. В 1993 году проект был возобновлён. Сегодня проект закрыт;
• ZEHST - проект сверхзвукового-гиперзвукового пассажирского авиалайнера, реализуемый под руководством европейского авиакосмического агентства EADS. Впервые проект был представлен 18 июня 2011 года на авиасалоне в Ле Бурже. По проекту предполагается, что самолёт будет вмещать 50—100 пассажиров и развивать скорость до 5029 км/ч. Высота полёта должна составить до 32 км. О сложности: силовая установка по проекту совсем не простая, так предполагается: два турбореактивных двигателя обеспечивают взлёт и разгон до скорости 0,8М, затем ракетные разгонные блоки разгонят самолёт до 2,5М, после чего два расположенных под крыльями прямоточных двигателя доведут скорость до 4М. Пока проект разрабатывается.
• SpaceLiner — концепция суборбитального гиперзвукового пассажирского космоплана, разрабатываемая с 2005 года в Германском центре авиации и космонавтики;
• Aerion AS2 – сверхзвуковой самолёт бизнес-класса разработанный американской авиастроительной корпорацией Aerion Corporation для перевозки от 5 до 9 пассажиров на дальность до 9000 км.

P.S. Кстати, вот маленькая история как «простые» американцы поживились на вояках: в ходе испытаний военного самолёта XB-70 около Оклахома-Сити в 1965 году из-за звукового удара вдоль трассы полёта шириной 16 миль владельцы домов подали большое число исков к ВВС — всего более пятнадцати тысяч на общую сумму $12845,32, главным образом — по возмещению ущерба за разбитые стекла и неудобства.
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится8
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх