12 мая 1927 года совершили первый полет авиетка А.С. Яковлева АИР-1 и пассажирский самолет К-2 конструкции К. А. Калинина.
Судьба А.С. Яковлева более-менее известна, а вот судьба конструктора Константина Алексеевича Калинина, в истории отечественной авиации малоизвестна, более того – он не заслуженно забыт.
Итак, весной 1916 года поручик Калинин добивается направления в Гатчинскую военную авиашколу. В октябре 1916 года поручик Калинин получил звание военного лётчика, чин штабс-капитана и направление в 26-й корпусный авиаотряд 9-й армии на Румынском фронте. В декабре 1916 года был назначен командира отряда. После октябрьской революции 1917 года Калинин вместе со своим отрядом переходит на сторону революционеров. С 1920 года Калинин служил инспектором авиации РККА в Киеве.
В 1922 году был направлен на обучение в московский Институт инженеров Красного Воздушного Флота (будущая Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского). Окончить академию Калинину не удалось: в результате «чистки» слушателей он был отчислен с формулировкой «как прежний царский офицер и дворянин». В феврале 1923 году при помощи киевских коллег Константин Калинин возвратился в Киев и поступил на четвертый курс Киевского политехнического института. Почти одновременно с этим он начал работать на Киевском авиационном заводе № 6 заведующим конструкторским бюро. Институт окончил в 1925 году, и в том же году был готов его первый самолёт — K-1.
В 1926 году Калинин переехал в Харьков и начинает работать на авиационном заводе в качестве авиаконструктора. В 1928-29 годах разработал пассажирские самолёты К-4 (4-местный) и K-5 (9 местный), которые выпускались серийно (39 штук и 260 соответственно). Эти самолеты и вытеснили «иномарки» с воздушных линий СССР. В частности, К-4 участвовал в III Международной авиационной выставке в Берлине (8 октября 1928 года) и был удостоен золотой медали. К-5 впервые взлетел осенью 1929 года и серийно выпускался с 1930 до 1934 годы. К-5 фактически стал основным самолётом Аэрофлота на внутренних линиях до 1940 года и эксплуатировался до 1943 года. За создание этих самолётов Константин Калинин был награждён орденом Трудового Красного Знамени УССР.
Расцвет школы Калинина приходится на 1933 год, когда в рекордно сжатые сроки под его руководством создали гигантский семимоторный самолет К-7 по схеме, максимально приближенной к летающему или, как говорил автор, "обитаемому" крылу. К-7 проектировался как многоцелевой самолет гражданского и военного применения. Один из пассажирских вариантов предусматривал перевозку 128 пассажиров на расстояние до 5000 км, а были еще бомбардировочные и десантные варианты и пассажирские класса «люкс». Всё бы хорошо, но этот проект «наступил» на любимый «мозоль» авиационного авторитета тех лет с его самолётом АНТ-20 «Максим Горький» строившемся в Воронеже. Не сознавая того Калинин покусился на авторитет Туполева!
К-7 построили всего за девять месяцев на Харьковском авиазаводе. 21 августа 1933 года самолёт сделал первый полёт. Пилотировал самолёт летчик-испытатель М. А. Снегирев, а в кресло второго пилота занял сам Калинин. Увы, в 11 полете, машина потерпела катастрофу. Много комиссий работали, рассмотрели многочисленные выводы специалистов, никаких ошибок в расчетах и конструкции самолета не обнаружено и Калинину было поручено в срочном порядке приступить к строительству двух новых (пассажирский и военный) вариантов К-7. А для их изготовления КБ К. А. Калинина получило новую производственную базу - Воронежский авиационный завод.
А это была ловушка, скорей всего даже капкан. На Воронежском заводе Калинин был «чужой», и это была вотчина Туполева. По К-7 Туполев пишет заключение с предложением не строить К-7, а рабочих перевести на постройку самолетов, имеющих значение для обороны страны. Калинин усугубляет ситуацию и пишет в правительство: "Прошу учесть мои соображения в пользу целесообразности постройки шестимоторного самолета по типу модифицированного К-7. Эта машина обладает лучшими данными по скорости и нагрузкам, чем самолеты типа "Максим Горький"». Однако к этому времени в недрах авиационного главка начало меняться отношение к самолетам-гигантам. Увы, к середине 30-х годов и К-7, и Туполевский гигант АНТ-20 уже устарели.
Тем не менее, начала набирать силу совсем не авиационная интрига. В одном из писем другу Калинин пишет: "Я не в состоянии был тебе писать потому, что вконец измучили меня интриги, которыми окружили меня Туполев и его ставленник на заводе директор Чернышев. Теперь это кончилось тем, что меня "расформировали". Эта трагедия деморализовала меня окончательно, и я не могу больше бороться за новые технические идеи. Их доказать в сто раз легче, чем перебороть всю гниль интриг, склок и консерватизма, которыми их всегда встречает жизнь". Факт - в 1936 году коллектив КБ Калинина расформировали.
Да, 21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации, но его «сослали» во внутреннюю тюрьму, то есть дали возможность работать над новыми проектами. Эти обстоятельства не помогли Калинину в работе. Последовал донос и 1 апреля 1938 года в Воронеже Калинин был арестован. Судебное заседание состоялось 22 октября 1938 года, где выяснилось, что он «враг» народа, мать его полька, и родился он не в Воронеже, а в Варшаве, припомнили ему и офицерские погоны… Коротко, Константин Алексеевич Калинин был обвинён в антисоветской деятельности и шпионаже и приговорён к расстрелу. Удивительно и странно, но в тот же день в подвале Воронежской тюрьмы приговор был приведён в исполнение. Константин Алексеевич Калинин реабилитирован 10 августа 1955 года.
Калинин не делал громогласных заявлений о своем патриотизме, приверженности новому строю жизни, не давал публичных клятв верности на торжественных собраниях и массовых мероприятиях. Свое отношение он привык выражать делами и поступками, тогда когда во время голода на Украине свой правительственный паек передавал в заводскую столовую или когда на личные гонорары за построенные самолеты поощрял сотрудников завода.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Самолеты А.С. Яковлева
Лучшие публикации