Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
О пионерах замолвим слово!

23 марта 1908 года - Родился А.М.Люлька, один из ярких пионеров реактивного движения в СССР, ученый и конструктор авиационных двигателей и кислородно-водородных ЖРД, руководитель ОКБ «Сатурн», академик СССР (1968 год). Герой Социалистического Труда (1957 год), Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий. Не стало его в 1984 году, но он оставил нам хорошее «наследство».

Работы над турбинами Люлька начал в 1933 году, тогда это был проект ТРД с центробежным компрессором. Возможность осуществить задуманное в металле появилась после 1938 года, после переезда в Москву, а потом Ленинград. Как более перспективное, он переключается на осевые компрессоры и проектирует РД-1 с осевым шестиступенчатым компрессором. С 1939 по 1941 год он разрабатывает конструктивную схему двухконтурного ТРД и 22 апреля 1941 года он получает Авторское свидетельство на ДТРД. Тем не менее, работа над РД-1 продолжается и начата его постройка. Война прервала работы и постройка двигателя, начатая в 1940 году, не завершена. В 1943 года Люлька возвращается к работе над реактивным двигателем. Создаётся увеличенная версия РД-1, стендовый образец (С-18), а на его базе – ТР-1. Первые 5 двигателей построены в 1945 году.

1947 году успешно прошел государственные испытания первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1 конструкции Архипа Михайловича Люльки. Осевой восьмиступенчатый компрессор обеспечивал степень повышения давления Пк=3,16. Перед турбиной температура газа не превышала 1050К, что позволяло исключить потребность внутреннего охлаждения лопаток. Двигатель развивал тягу 1360 кгс при удельном расходе топлива 1,32 кг/кгс*ч. ТР-1 обладал большей тягой, и меньшим расходом топлива, чем РД-10 и РД-20, (копии немецких ТРД), но был очень ненадёжен, а его достигнутый ресурс двигателя составлял всего 20 часов! И всё же ТР-1 увидел небо, на самолётах КБ Сухого, на опытном Су-11. Интересен тот факт – почти все дальнейшие самолётостроительные успехи КБ Сухого связаны с двигателями, созданными в КБ Люльки.

Позже появились АЛ-5, АЛ-7 разных модификаций, АЛ-21, многое, конечно осталось в истории, например ядерный двигатель создаваемый для ракетоносца ОКБ Мясищева, серия ЖРД для космической техники.

Главной лебединой песней Архипа Михайловича Люльки стало пламенное сердце созданное им в 70-х годах. Это был двухконтурный ТРД с осевым компрессором из 13 ступеней и Пк=23, температурой перед турбиной 1665 градусов по Кельвину и имеющий бесфорсажную тягу 7670 кг при расходе 0,75 кг/кгс*ч. Без преувеличения можно сказать – это двигатель стал легендой и в значительной мере благодаря ему, самолёт на который его поставили стал легендой. Двигатель был назван АЛ-31Ф, а самолёт - Су-27. Мало того все современные боевые Су, в том числе и перспективный Су-57 имеют сердце сделанное на основе АЛ-31.
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится6
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх