Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
«Мелкая треска», но зато какая!

Именно такое прозвище по кодификации НАТО(Codling — «Мелкая треска») получил наш Як-40. Наверно от злости, что ничего подобного создать не смогли.

Немного истории. Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году. С момента начала проектирования до его постройки прошел всего один год. Опытный образец построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году: 21 октября состоялся первый полёт «Як-40» с тремя ТРДД АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. А уже в 1967 году самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове.

Як-40 стал первым в мире реактивным лайнером для местных воздушных линий. Он стал первым советским самолетом, который прошел сертификацию на летную пригодность в капиталистических странах Европы, в частности 30 марта 1972 года – впервые советский самолёт был сертифицирован по западным нормативам «FAR-25»: Як-40 получил сертификат в Италии, а 12.05.1972-го – в ФРГ. Як-40 начал летать в Италии и ФРГ, позже был сертифицирован в США и Англии. Многие западные авиаконструкторы того времени отмечали, что Як-40 очень оригинален по своему замыслу, летным характеристикам и размерам. Один из французских журналов (Aviation Magazine) в апреле 1970 года отмечал: «на Западе фактически нет сравнимого с ним самолета. Его лишь можно сопоставить с некоторыми американскими проектами, которые могут быть реализованы не ранее чем через несколько лет».

Конструкцию машины сделали специфической для возможности совершать взлет и посадку на грунтовых аэродромах. Лайнер оснащен откидным трапом для пассажиров, автономным пусковым устройством, имеет хорошую управляемость на рулёжке. Все это давало возможность эксплуатировать Як-40 на неподготовленных аэродромах. Як-40 предельно прост в управлении и эксплуатации, был рассчитан на летный и наземный персонал, имеющий среднюю квалификацию. Летный состав об этом самолете отзывался и отзывается очень хорошо. Расположение двигателей в хвостовой части существенно снизило уровень вибрации и шума. Реверсом обладал только один, верхний двигатель. Конструктивно устройство реверса было сделано как элемент конструкции самолёта, что позволило обеспечить полную взаимозаменяемость двигателей. Единственным нареканием на самолет были – высокий расход топлива двигателями, что снижает экономическую эффективность самолета. Увы, в то время лучше двигателей и не было и это всё же умеренная плата за надежность, ведь тяги двух двигателей было достаточно для выполнения взлета, а полет самолет может продолжать даже с одним двигателем.

Самолет Як-40 получил широкое применение в пределах СССР. Уже к середине 70-х годов им были вытеснены ветераны местных воздушных линий Ил-14, Ил-12 и Ли-2. Лайнер за всю историю эксплуатации перевез свыше 80 млн пассажиров в более чем 300 населенных пунктов. За все время производства советские авиазаводы выпустили 1011 лайнеров Як-40. Серийное производство прекращено в 1981 году, но еще после этого мини-лайнеры курсировали по маршрутам советских и зарубежных авиалиний. Это говорит о надежности конструкции и правильности применения технических решений на устранение проблем, возникавших в ходе разработки ЯК-40. В 1999 году инженерами КБ Яковлева были произведены исследования и расчеты, которые показали, что эксплуатационный ресурс самолетов и без того не малый может быть увеличен вдвое при усилении конструкции и доработке планера.

Безупречный опыт применения самолета в СССР и 19 странах заставил задуматься об ошибочности снятия его с серийного производства. Существуют проекты реанимации самолёта, например: ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» продолжает в инициативном порядке работу над проектом модернизации Як-40. 29 ноября 2016 года совершил свой первый полёт модернизированный Як-40 в двухдвигательном исполнении. Як-40ТЛ-предлагаемый вариант с двигателями Текстрон Лайкоминг БР507-1М (2х3180 кгс) и авионикой фирмы Рокуэлл Коллинз.

Ближайшим аналогом Як-40 является VFW-Fokker 614 — реактивный ближнемагистральный пассажирский самолёт производства ФРГ. Выпускался с 1971 по 1977 год ограниченной серией, всего 19 самолётов. Отличительная особенность — двигатели располагались на пилонах над крыльями. С 1999 года его эксплуатация прекращена.
Рейтинг записи:
5,5 - 16 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Царь Михаил 2))) Царь Михаил 2)))
Як-42 та же фигня)))После посадки техники бегут тормоза водой поливать)))
Дмитрий Дмитрий
Игорь, реверс не на всех, но был и позволял сократить посадочную дистанцию до 400 метров. Даже на фото отчетливо видны створки реверса под рулем направления. Читай внимательно: "Реверсом обладал только один, верхний двигатель. Конструктивно устройство реверса было сделано как элемент конструкции самолёта, что позволило обеспечить полную взаимозаменяемость двигателей."

На боковых не было, тем самым яковлевцы упростили самолет и избежали чехарды аварий как на Ту-154 из-за не синхронности реверсов
Царь Михаил 2))) Царь Михаил 2)))
Согласитесь, на одном движке реверса явно маловато(((
Царь Михаил 2))) Царь Михаил 2)))
У меня кореш летал на Як-40)))Доволен)))Говорит лучше чем на Ан-2)))
Царь Михаил 2))) Царь Михаил 2)))
Сейчас на ербасе отдыхает)))
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Николай Николай
Комментарий скрыт
Фёдор Фёдор
кабина собачья конура.. не развернуться совсем. ноль комфорта
Наверх