Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Первые самолеты Аэрофлота

18 октября 1929 года совершил первый полёт пассажирского К-5 конструктора К.А. Калинина с двигателем М-15; Пилотировал М.А. Снегирёв, бортмехаником был П.Н. Власов. К-5 стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

В носовой части самолета находился моторный отсек с универсальной моторамой (под разные модели двигателей). На первых машинах использовался звёздообразный 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-15 мощностью 450 л.с.. Это был первый мощный звёздообразный двигатель отечественной конструкции. Разработка А. П. Островкого и Н. П. Курбатова под руководством А. А. Бессонова. Производился на Московском авиамоторном заводе № 24 им. М. В. Фрунзе. Увы, мотор оказался ненадёжным. Происходили частые отказы в полёте. На последних версиях устанавливался V-образный 12-цилиндровый водяного охлаждения М-17. За моторным отсеком начиналась закрытая кабина экипажа и пассажирская кабина с восемью мягкими пассажирскими креслами — по четыре кресла по бортам, между ними проход. Позади салона туалет. По сравнению с другими самолётами К-5 был вполне комфортабельным. Пассажирский салон отапливался. К услугам пассажиров были мягкие удобные кресла, туалет, гардероб, принудительная вентиляция, местное освещение, багажное отделение. Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался рулей. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией и был рекомендован к серийному производству.

Серийно выпускался с 1930 по 1934 годы, всего было построено 258 машин этого типа. К-5 фактически стал основным самолётом Аэрофлота на внутренних линиях до 1940 года и эксплуатировался до 1943 года. Самолёт был прост в пилотировании, имел хорошую устойчивость, отличные взлётные характеристики. Запуск двигателя осуществлялся из кабины сжатым воздухом. Одним из главных достоинств был отличный обзор из пилотсткой кабины - редкое явление для авиалайнеров тех времён. К-5 был популярен и у пилотов и у обслуживающего персонала. В производстве и эксплуатации он был проще и дешевле своего конкурента - туполевского АНТ-9.

За создание этих самолётов Константин Калинин был награждён орденом Трудового Красного Знамени УССР.

Увы, всё же надо сказать несколько слов о конструкторе. Итак, он был сыном офицера вышедшего из крестьян. Весной 1916 года поручик Калинин добивается направления в Гатчинскую военную авиашколу. В октябре 1916 года поручик Калинин получил звание военного лётчика, чин штабс-капитана и направление в 26-й корпусный авиаотряд 9-й армии на Румынском фронте. В декабре 1916 года назначен командиром отряда. После октябрьской революции 1917 года Калинин отвёл свой отряд на Восток, тем самым перейдя на сторону революционеров. С 1920 года Калинин служил инспектором авиации РККА в Киеве. В 1922 году был направлен на обучение в московский Институт инженеров Красного Воздушного Флота (будущая Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского). Окончить академию Калинину не удалось: в результате «чистки» слушателей он был отчислен с формулировкой «как прежний царский офицер и дворянин». В феврале 1923 году при помощи киевских коллег Константин Калинин возвратился в Киев и поступил на четвертый курс Киевского политехнического института. Почти одновременно с этим он начал работать на Киевском авиационном заводе № 6 в качестве заведующего конструкторского бюро. Институт окончил в 1925 году, и в том же году был готов его первый самолёт — K-1. Так началась его конструкторская деятельность. В 1938 году он на воронежском заводе пытается наладить производство своего нового самолета. Примечательно, но тот завод был вотчиной А.Н. Туполева. Последовал донос и 1 апреля 1938 года в Воронеже Калинин был арестован. Судебное заседание состоялось 22 октября 1938 года, где Константин Калинин был обвинён в антисоветской деятельности и шпионаже и приговорён к расстрелу. Примечательно, но в тот же день в подвале Воронежской тюрьмы НКВД приговор был приведён в исполнение.
Константин Алексеевич Калинин реабилитирован 10 августа 1955 года.
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх