Это надо помнить, это надо живым!
В далёком 1928 году в КБ Поликарпова сделали разведчик Р-5. Удачный был самолет и использовался так же в Аэрофлоте под именем П-5. И довелось этим самолётам и спасать челюскинцев, а также воевать в Великой Отечественной войне.
Был и летчик такой - Александр Петрович Мамкин. Из крестьянской семьи, закончил Балашовскую школу ГВФ. С 1942 года служил в действующей армии и летал на П-5 в тыл немецких войск, к партизанам. Более 70 таких полётов на его счету. А вот полет в ночь с 10 на 11 апреля стал последним. Как так всё получилось?
Александр Мамкин в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в девятый раз прилетел за детьми. В ту ночь в Р-5 Мамкина удалось вместить 10 детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух взрослых раненых партизан. Кстати, максимальная грузоподъемность П-5 составляла всего 400 кг, реально самолёт был страшно перегружен, но это было так привычно для тех фронтовых будней! Мамкин взлетел и взял курс "домой", но у линии фронта был атакован немецким ночным истребителем, сам был тяжело ранен, а самолет был подбит. Линию фронта лётчик пересёк уже на горящем самолёте. Не будем говорить почему он не выпрыгнул с горящего самолета, а тянул самолет до возможной посадки, для русского человека это очевидно. Горел моторный отсек, пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки. Ноги Александра обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения наших, советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда.
Всё посадка! Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться сам уже не мог. Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?». Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь, но ожоги были слишком обширны и сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, он скончался. А все пассажиры самолёта были живы.
Александр Мамкин был похоронен в деревне Маклок рядом с городом Велиж Смоленской области. В 1970-е годы его торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора».
Это был и есть Русский человек! Это надо помнить, это надо живым!
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Грачи над полем боя
Лучшие публикации