Летающая парта!
5 апреля 1959 года совершил первый полет прототип Л-29 (XL-29).
Пилотировал лётчик-испытатель Рудольф Духон. На первой машине стоял британский двигатель Bristol Siddeley Viper Mk.20 с тягой 795 кг, поскольку предназначавшийся для самолёта двигатель М-701 еще не был готов. Прототип "00031", на котором уже был установлен чешский двигатель М-701Б, взлетел в июле 1960 года. Именно тогда этому Л-29, а, в дальнейшем, и всем самолетам этого типа, дали название "Дельфин".
Л-29 стал первым чехословацким серийным реактивным самолётом. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. Решение на разработку единого УТС было вызвано, не в последнюю очередь, желанием консолидировать молодые социалистические страны, которые состояли в Совете Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В конкурсе участвовали советский Як-30, чехословацкий Л-29 «Дельфин» и польский ТС-11 «Искра». Конкурс был проведен в 1961 году, после того как совершили свои первые полёты советский Як-30 (20 мая 1960 года) и польский ТС-11 «Искра» (5 февраля 1960 года). К моменту проведения конкурса Л-29 летал уже около года и на конкурс была отправлена его улучшенная версия Л-29А ОК-02.
С августа по сентябрь 1961 года на подмосковном аэродроме Монино состоялись сравнительно-испытательные полеты Як-30, ТС-11 «Искра» и Л-29. По результатам конкурса лучшим был признан «Дельфин». К числу главных преимуществ чехословацкого УТС назывались - надежность, простота в обслуживании, технологичность, возможность нести вооружение и низкая цена. Як-30, имея двигатель с соизмеримой тягой был более чем на тонну легче и показал лучшие лётные характеристики, но не был приспособлен для подвески вооружения. Польский же УТС ТС-11 «Искра» проиграл «Дельфину» и Як-30 по большинству параметров. Тем не менее, некоторые эксперты утверждали и утверждают, что победа Л-29 в конкурсе носила политический характер с задачей укрепления экономических связей стран СЭВ. Так или иначе, но победа Л-29 в конкурсе на единый учебно-тренировочный самолёт стран Варшавского договора означала мировое признание первого чехословацкого реактивного самолета и обеспечила тысячи специалистов высококвалифицированной работой на долгое время.
В 1963 году Л-29 был принят на вооружение ВВС СССР, всего в СССР их было поставлено около 2000 самолётов. С этого же года Л-29 начал постепенно в летных училищах заменять другие самолёты, например, такие как МиГ-15УТИ. В 1966 году Л-29 начали поставляться и в авиационные учебные центры ДОСААФ, заменяя поршневой Як-18 в. В 1966 — 1992 годах первоначальное обучение на самолетах Л-29 проходили в 21 учебном авиационном центре ДОСААФ.
Серийно производился в 1963 — 1973 годах, построено 3665 самолётов. «Дельфин» состоял на вооружении многих стран мира, таких как СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда. Продолжает стоять на вооружение в некоторых странах и сегодня.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Первый миг в истории страны... 5 апреля 1940 года совершил первый полет первенец нового опытного ...
Лучшие публикации