Первый вертикальщик.
Хоукер Сиддли «Харриер» (англ. Hawker Siddeley Harrier) GR.1/GR.3 и AV-8A — первое поколение семейства британских истребителей-бомбардировщиков «Харриер». Разработанный в 1960-х годах, «Харриер» стал первым в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки. Серийный выпуск начат в 1967 г. Состоял на вооружении Великобритании (Королевские ВВС), США (морская пехота), Испании, Индии и Таиланда.
Первый полёт совершил 13 августа – 1966 года. Начало эксплуатации – 1 апреля 1969 года.
Самолёт является одноместным цельнометаллическим высокопланом нормальной аэродинамической схемы с велосипедным шасси. Оснащён одним турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Pegasus с четырьмя поворотными соплами, расположенными попарно слева и справа от фюзеляжа - под центропланом и в кормовой части: первые создают тягу сжатым воздухом от первого контура (холодный контур) двигателя, вторые — горячим выхлопом двигателя.
СВВП Harrier имеет два контура управления, которые (за редкими исключениями) отсутствуют в самолётах обычной схемы: отклонение вектора тяги двигателя и струйную систему управления:
- Отклонение вектора тяги двигателя производится поворотом четырёх сопел. Угол установки сопел регулируется в диапазоне от нуля градусов (сопла направлены горизонтально, строго назад в сторону хвоста), до 98° (несколько вперёд в сторону носа). Для режима строго вертикального взлёта и посадки сопла направляются строго вниз под углом 90°. Другое удачное воплощение - поворот вектора тяги может применяться и в горизонтальном полёте, в частности при боевом маневрировании в условиях воздушного боя. Факт повышения манёвренности не остался не замеченным и изменяемый вектор тяги это естественная черта современного истребителя.
- на режиме висения и околонулевых скоростей полёта обычные рули неэффективны, на этих режимах используется система струйного управления. Она состоит из регулируемых воздушных сопел, расположенных на законцовках крыла, в носовой и хвостовой части самолёта. Сжатый воздух высокого давления отбирается от первого контура двигателя и разводится к соплам этой системы.
Модификации:
«Си Харриер» (англ. British Aerospace Sea Harrier) — британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки. Создан на основе самолёта «Харриер» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980—2006 годах. Единиц произведено - 111.
30 самолётов «Си Харриер» эксплуатировали ВМФ Индии, но в марте 2016 появилась информация о снятии с вооружения морской авиации британских палубных Sea Harrier после 33 лет эксплуатации. Причем одиннадцать сохранились в рабочем состоянии до начала 2016 года. Последние «Си Харриеры» несли службу на авианосце «Вираат» и авиабазе индийских ВМС «Ханса» (штат Гоа), в настоящее время они законсервированы и предполагаются для раздачи по музеям.
Harrier GR.3 с улучшенной системой лазерного целеуказания и несколько увеличенной мощностью двигателя. Данная модификация с некоторыми изменениями (устанавливалось две автоматические 30-мм пушки ADEN и две ракеты AIM-9 Sidewinder) выпускалась и на экспорт под обозначением AV-8A: 113 машин было произведено для корпуса морской пехоты США и ВМФ Испании.
Всего было разработано более 10 модификаций первого поколения семейства Harrier: Harrier GR.1,Harrier GR.1A, Harrier GR.3, двухместные учебные варианты Harrier T.2/Harrier T.2A/Harrier T4; экспортные модификации для США: AV-8A Harrier/AV-8C, учебный двухместный TAV-8A Harrier; экспортные модификации для Испании (и позже - Таиланда): AV-8S Matador (обозначение во флоте Испании VA-1 Matador, внутреннее обозначение разработчика Harrier Mk 53 и Mk 55). Дальнейшим развитем самолёта являются машины BAE Sea Harrier, BAE Harrier II, и AV-8B Harrier II, производившиеся на предприятиях British Aerospace (Великобритания) и McDonnell Douglas (США).
Говоря о «Харриер» невозможно не упомянуть Фолклендский военный конфликт, 1982 года.
Не оценивая военные промахи конфликтующих сторон, многие из которых являются грубыми, оценим конкретно применение Харриеров. В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров». По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером». Сбитые аргентинские самолёты это преимущественно - Mirage III, Mirage V и A-4 Skyhawk. Всего за войну было потеряно 10 Хариеров.
Основным фактором, предопределившим успех «Си Харриеров» в воздушных боях, стало использование ими всеракурсных ракет «Сайдвиндер» AIM-9L. Недостатки «Си Хариеров» свойственные им как самолетам вертикального взлёта и посадки, заметно снижали их эффективность, так в частности отмечалась: малая скорость, недостаточный боевой радиус, малый боекомплект – всего 2 «Сайдвиндера». .
Можно провести сравнение советского Як-38 и британского «Харриера», но это в следующий раз.
Здесь выдают
ставки
ставки
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
А.С. Пушкин
Следующая запись: Вечерело... Поговорим о хобби. Летающие модели копии самолётов!
Лучшие публикации