Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Экранопланы – реальность или сказка?
Для меня это реальность, которую я видел и щупал, для многих это сказка или бред (в зависимости от воспитания), и всё же…
Экраноплан - скоростное транспортное средство летящее в пределах действия аэродинамического экрана на относительно небольшой высоте от поверхности. Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами.
Говоря о советских разработках экранопланов, выделим:
- конструкции Роберта Бартини.
- конструкции ЦКБ по СПК под руководством Ростислава Алексеева;

Работы Роберта Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини). Итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. Комбриг. В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский». Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. В течение долгих лет Р. Л. Бартини разрабатывал «Теорию межконтинентального транспорта земли» с оценкой транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов.
В результате этих исследований Бартини подошёл вплотную к разработке экраноплана и им был
создан проект экранолёт СВВП-2500 с взлётной массой 2500 тонн. Проведённые в 1963 году исследования в ЦАГИ показали возможность создания экраноплана СВВП-2500. Проект противолодочной СВВП-амфибии ВВА-14, стал его реализацией. Экспериментальный самолёт ВВА-14 был построен и совершал испытательные полеты и в целом подтверждал расчетные данные.
В 1974 году Бартини умирает, его проект ещё продолжают развивать в течение двух лет, но в 1976 году всё же было принято, решено о прекращении работ над проектом. Опытный ВВА-14 сохранён в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ, Монино.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (18 декабря 1916, Новозыбков, Черниговская губерния — 9 февраля 1980, Горький) — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Заслуженный изобретатель РСФС. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской премии второй степени (1951).
Ещё 1 октября 1941 года Ростислав Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. От идеи судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев пошел дальше и 22 июля 1961 года на испытательной станции был выполнен первый полёт первого отечественного экраноплана-экранолёта СМ-1. В первом испытательном полёте экраноплан СМ-1 пилотировал главный конструктор аппарата Р. Е. Алексеев. К осени 1961 года техника пилотирования экраноплана была освоена до такой степени уверенности в надёжности аппарата, что Р. Е. Алексеев стал приглашать гостей из Москвы на демонстрационные полёты.
В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск.
22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат, был спущен на воду. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом он известен как «Каспийский монстр» - экспериментальный экраноплан конструкторского бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину около 100 м. В истории эксплуатации зарегистрирован взлёт с массой 544 тонны. В 1966 году КМ вышел на испытания, которые проводились на Каспийском море в районе города Каспийск (Дагестан). Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. 14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели пассажирского экранолёта (планировалось завершить создание к Московской Олимпиаде-80), Алексеев получил травмы. Был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. В том же 1980 году из-за ошибки пилотирования лётным составом КМ потерпел аварию. Жертв среди людей не было, но экраноплан был поврежден, ещё неделю после аварии оставался на плаву. Попыток его спасти не предпринималось и он затонул. КМ послужил основой для разработки и создания экраноплана-ракетоносца «Лунь» (1987 год).
В 1972 году был построен первый, реально работающий военный экранолёт «Орлёнок», предназначенный для переброски морских десантов на дальность до 1500 км и при этом «Орлята» могли подниматься в самолётном режиме на высоту до двух километров. 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят в состав ВМФ СССР. Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан). Всего было построено пять экранолётов типа «Орлёнок»: «Дубль» — для статических испытаний, С-23 — первый лётный прототип из сплава К482Т1 (разработан после аварии, произошедшей 22 ноября 1974), С-21, построенный в 1977 году, С-25, собранный в 1980 году и С-26, введённый в строй в 1983 году. Все они вошли в состав авиации ВМФ и на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации). Увы, но после смерти в 1984 году Министра обороны СССР Д. Ф. Устинова, курировавшего наукоёмкое вооружение, все работы по выпуску и развитию этого перспективного транспорта были свёрнуты. Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 находились на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву и установлен в музее ВМФ.

В 1987 году первый полёт совершил ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Он был вооружён шестью управляемыми противокорабельными ракетами «3М-80 Москит». После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. Был заложенный второй экземпляр, однако позже работы по строительству, эксплуатации экранопланов прекращены, а авиагруппа экранопланов была расформирована.


В 1990-е годы США сильно заинтересовалась достижениями СССР в области экранопланов. Было запрошено и российская сторона согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске за символичные 200 тысяч долларов. На этом просмотре американские представители могли без ограничений детально отснять на фото и видео подготовленный к вылету специально для этого визита «Орлёнок». После визита американцы начали разработку собственных экранолётов, так компания «Боинг» представила концепцию экранолёта для переброски воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов (проект Pelican). Заявлялось, что он будет иметь длину 152 м и размах крыльев 106 м, сможет перевозить до 1400 тонн груза на расстояние 16 000 км. Последнее упоминание о проекте датируется 2003 годом и никаких сведений о продолжении работ над экранолётом более не публиковалось.

Вернёмся к нам.
В 2011 году слышались бодрые доклады: «Россия возобновила работы по созданию крупных и тяжелых экранопланов. В настоящее время ведется создание подобного аппарата с взлетным весом на уровне 500 тонн.» или «На судостроительном заводе «Волга», расположенном в Нижнем Новгороде, закончено строительство нового отечественного экраноплана «Орион-20», и до конца текущего года будут проведены его испытания.» - об этом сообщал Юрий Варакосов, директор Ассоциации производителей, разработчиков и потребителей экранопланов - «Экраноплан». Сегодня такой тональности нет. «Экспериментальный экраноплан «Орион-20М» будет построен к концу 2016 года. Экспериментальный образец будет иметь массу до 14 тонн, увеличится его пассажировместимость до 30 человек» глаголет тот же Юрий Варакосов.
Что ещё? По сообщению информационного агентства НИА "Нижний Новгород" от 11 августа 2016 года, недостроенный экраноплан "Спасатель" покинул цех на территории нижегородского АО "Судостроительный завод "Волга" и переведен на смежную территорию АО "Завод "Красное Сормово". "Спасатель" является вторым экранопланом, заложенным еще в 1986 году по проекту "Лунь" разработки ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. С 1991 года экраноплан достраивался в качестве поисково-спасательного под шифром "Спасатель" (полное водоизмещение 400 т). Строительство было прекращено в середине 1990-х годов при 75 % общей готовности. С тех пор законсервированный недостроенный экраноплан оставался в цеху завода "Волга", а сейчас просто на улице.
Рейтинг записи:
5,5 - 49 отзывов
Нравится44
Поделитесь записью с друзьями
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Я Я
Позор!
Евгений Евгений
Дело в том, что экранопланы, в силу тихоходности, шумности и "привязанности" к поверхности, крайне уязвимы (при этом очень дороги и прожорливы) - поэтому их военное применение было признано нецелесообразным не только в СССР, но и в США (в других странах экранопланы военного назначения не разрабатывались). Гражданские экранопланы также серийно не производятся, хотя разрабатывались в нескольких странах (причина та же - дороговизна). Так что, все ваши визги адресуйте своей неграмотности, торчки!
Дмитрий Дмитрий
Евгений, ваши утверждения тихоходности, шумности, привязанности к поверхности и уязвимости экранопланов голословны и просто антинаучны. Описанные наши изделия относятся к уровню техники полувековой давности и естественно не имеют современного технологического совершенства. Кроме того, есть определённые транспортные задачи, определённый тоннаж и в этом диапазоне экранопланы экономически безупречно эффективны.
Если исходить из другого то идеальным транспортным средством является обычная телега.
Николай Николай
Комментарий скрыт
Наверх