Уникальный «Черный дрозд».
Есть не мало самолётов которые несмотря на свою известность являются рядовыми техническими изделиями. Это нельзя сказать об Lockheed SR-71. Да, это стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Несмотря на его шпионское назначение им нельзя не восторгаться.
Его предшественником был одноместный A-12 созданный на основе идей американского авиаконструктора Кларенса Джонсона. Предварительная разработка А-12, велась под названием «Архангел» компанией Локхид в конце 1950-х годов, и её целью было дальнейшее развитие самолёта-разведчика U-2, известного под кодовым названием «Ангел». Летные испытания самолета начались 25 апреля 1962 года. А-12 был в производстве с1962 по 1964 год и находился в эксплуатации с 1963 по 1968 год, последний раз самолет поднялся в воздух в мае 1968 года. Всего по программе разработки А-12 было произведено 18 самолетов. Конструкция одноместного самолета легла в основу создания SR-71 совершившего первый полёт 22 декабря 1964 года. Всего было построено 32 SR-71, в ходе эксплуатации потеряно 12 самолётов, боевых потерь не зафиксировано.
В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями — 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда, все они относятся к скорости полёта. Как примечание можно отметить наш МиГ-25 установил 29 рекордов в скорости, скороподъемности и высоте полета. Не смотря на более низкие абсолютные значения допустимых скоростей и высот Миг-25 допускал в сверхзвуковом полёте манёвры со значительными перегрузками.
SR-71 эксплуатировался с 1966 года по 1998 год, когда было прекращено финансирование его эксплуатации в ВВС США. Три машины были переданы летно-испытательному центру НАСА в качестве летающих лабораторий для исследования сверхзвукового полета, оставшиеся самолёты в летном состоянии были законсервированы.
Курьёзы из жизни самолёта:
- правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71, а названию SR-71 «родилось» от оговорки американского президента Л. Джонсона в 1964 году.
- более 90% конструкции сделано из титана, причем в производстве самолёта применялся титан из СССР получаемый от подставных фирм благодаря разработанной ЦРУ схеме.
- Затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долларов. Боевой вылет SR-71 напоминал цирк: взлет с полупустыми баками, выход на сверхзвук и прогрев конструкции для устранения компенсационных щелей в баках, затем следовало торможение и первая дозаправка в воздухе. Только после этого SR-71 ложился на боевой курс.
SR-71 должен был поддерживать режим полета на трех скоростях звука в течение полутора часов и это достигалось за счёт различных технические особенности самолёта:
- двигатели на скорости 3 Маха превращаются в двигатели другого типа – в прямоточные и в этом режиме лишь 17 % тяги даёт собственно двигатель.
- при полёте на максимальной скорости происходил значительный температурный нагрев, например, длина фюзеляжа самолёта увеличивалась на 8 сантиметров. Как следствие этого при нормальных температурах в конструкции допускались большие тепловые зазоры. Например, в самолёт можно было заправить 46180 кг топлива, но никогда это количество в самолёт не заправлялось по причине - взлёт с полной заправкой был невозможен, кроме того из-за больших тепловых зазоров в стыках панелей баков полностью заправленный самолёт на земле сильно тёк. Поэтому самолёт поднимался в воздух с небольшим запасом топлива, разгонялся до сверхзвуковой скорости для прогрева обшивки, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе от специального топливозаправщика и только после этого экипаж приступал к выполнению задания.
- ряд гладких панелей обшивки сделали гофрированными. Продольные бороздки не только работали как ребра жесткости, но и увеличивали площадь рассеивания тепла, почти не повышая сопротивления.
- топливо, применяемое в «Блэкберде», марки JP-7, имеет столь высокую температуру вспышки, что поджигать его приходилось специальным реактивом – триэтилбораном.
- благодаря «негорючести» основного топлива и его «густоте» (температура плавления -30 градусов С) в полёте его надо было подогревать и оно использовалось как охлаждающая жидкость для охлаждения кабин экипажа, шасси и других и наиболее чувствительных к перегреву узлов.
- шины колёс изготовлены не из резины, а из особого жароупорного материала и наполнены не воздухом, а азотом. Они имеют гладкий протектор и покрыты серебристой краской для уменьшения нагрева.
И последнее – этот самолёт делался тогда, когда суперкомпьютеры были слабее сегодняшних калькуляторов, а конструктор работал стоя у кульмана, а не сидел за экраном компьютера.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Высоко лечу, далеко гляжу! В США Президент Эйзенхауэр перед компанией «Локхид» поставил задачу ...
Лучшие публикации