Кого мы любим, любя себя и ближнего?
Любовь к себе – одна из излюбленных тем, звучащих на самых различных психологических и психотерапевтических сайтах, форумах, тренингах, лекциях. Довольно часто мне доводится слышать рассуждения: чтобы любить ближнего, нужно научиться любить себя.
Вообще-то понятие о любви к себе взято из того места Евангелия, где в центре внимания всё же – вопрос о любви именно к ближнему, а не к себе. А еще перед этой заповедью – есть заповедь о любви к Богу.
Но главное, что меня не устраивает в этом расхожем утверждении – то, что в него можно вложить какое угодно содержание. Потому что не дается определения: а кто такой ближний, и кто такой я, которых стоит полюбить? Кажется, а что тут спрашивать? Я – это Семен Семенович Борисов, я – это Анастасия Ивановна Лещинская…
Но вот другая фраза: «Я хочу выпить». Действительно это я хочу, или во мне что-то требует дозы спиртного? Может, это недостаток дофаминов, к которому привело регулярное злоупотребление алкоголем, вызвал у меня депрессивное состояние – а в мозгу есть память о том, как вновь простимулировать выброс дофамина? То есть это кажется, что я хочу выпить. А на самом деле это желание – проявление нарушенного, не успевшего восстановиться в достаточной мере баланса нейромедиаторов плюс неумение проживать свои чувства и эмоции в трезвом состоянии. Или еще проще. Не я хочу выпить, а мне с детства внушено обществом (семейные «культурные ритуалы») и телевидением, что без алкоголя праздник – не праздник, – и теперь мною живут заложенные с детства установки.
Или вот: «Я хочу бифштекс». Это я хочу его, или во мне говорит навязанный мне образ преуспевающего американского бизнесмена, или менеджера, или крутого частного детектива (из Чейза), которые, идя на ленч в ресторан, почти всегда заказывают себе это блюдо. А оно же мне столько времени было недоступно! И вот сейчас, когда появляются деньги, мне так хочется соответствовать (в собственных глазах) этому образу, что мозг на полубессознательном уровне направляет волю – и она мои ноги прямиком ведет в ресторан! Опять-таки, это я хочу соответствовать данному образу, или во мне страсть гордыни и тщеславия работает?
Я увидел привлекательную особу, и мне хочется с ней познакомиться. Это я хочу, или – зрительный образ через нервную систему активизировал выброс гормонов, и теперь мое половое влечение пересылает в мозг сигнал, что нужно делать? И вся моя высшая нервная деятельность направлена теперь на выполнение требований половой функции?
Я хочу поступить в МГИМО. А может, я с детства привык к тому, что должен соответствовать завышенным ожиданиям родителей, которые хотят гордиться мною и любовь которых нужно заслуживать? А таким, какой я есть – меня не принимают? И которые лучше меня всегда знали, в чем мое счастье? И я поступаю туда – потому что это им нужно – а мне нужно их родительское одобрение?
Я действительно хотел добрачной сексуальной связи? Или следовал навязанным через молодежные журналы, сайты и образы из популярных фильмов убеждениям, что целомудрие – это устаревшее и глупое понятие, а секс – это норма, без которой у меня будут психические и другие нарушения? Хотя в глубине души совесть говорила обратное и протестовала против этого нравственного насилия над собой. А потом, убитая этим насилием, замолчала навсегда…
От этого и возникает вопрос о любви к себе. Не путаю ли я себя – с чем-то в себе? Я люблю себя – или свои страсти, «хотелки», в ущерб себе как личности? Люблю ли я себя, когда решаю напиться? Когда упиваюсь собственными обидами и саможалостью? Когда живу ненавистью, обвинениями, осуждением? Грубые примеры, но этот же вопрос можно относить и ко всем прочим моим поступкам, действиям, желаниям.
Да, у меня есть разум, воля, душевные чувства и телесные ощущения. Свожусь ли я к ним? Или «я» – это то, что обладает всем этим, проявляется через все эти данности – но имеет другую природу?
Понимаете, к чему я веду? Каждый раз, когда во мне просыпается желание или нежелание чего-либо, это действительно я желаю – или это во мне что-то командует?
Итак. Где же и кто такой этот «я», который достоин любви и уважения? Наверное, до конца это нельзя определить, это тайна. Светский ответ, наверное, будет таков: «я» – это самосознающая свое бытие личность. Но можно сказать: вне религиозного измерения «я» легко свести к набору физико-химических, психо-эмоциональных и еще каких-нибудь компонентов и реакций, которые существуют и действуют только в краткосрочном временном интервале. Для буддизма, насколько понимаю, «я» вообще не существует, а есть только иллюзия «я».
Полноценно и наиболее человечно понятие об «я» открыто нам в Священном Писании. Для Библии я – это образ Божий. Я – тайна, которая выше всего космоса, ибо обладаю тем, чего нет в звездных скоплениях – самосознанием своей личности, предназначенной для Вечности. И, соответственно, любить себя – это значит осознавать и принимать себя в качестве образа Божия, а не адепта очередной идеологии – политической, потребительской и т. д.
Этот вопрос – кто такой «я» – важен тем, что при некачественном ответе «любовь к себе» может оказаться направленной на разрушение себя.
И поэтому, если я действительно себя люблю и уважаю – как образ Божий – значит, я не буду позволять себе и другим опускать этот образ до скотского состояния. Я себя люблю – и потому не опущусь до того, чтобы брать в руки сигареты, марихуану и пр. Я себя люблю – и потому буду заполнять себя тем, что ведет к счастью и полноте жизни, а не коверкает меня…
То же, соответственно, касается и любви к ближним. Любить ближнего – это значит видеть в нем, как и в себе, образ Божий – и направлять свою любовь именно к этому образу, а через это – к Богу, а не к чему-то в человеке. Поэтому, если я люблю человека – друга, например, – то не буду предлагать ему закурить. Если это любовь к девушке – значит, любящий не будет вовлекать ее в блуд, то есть добрачные сексуальные отношения. Потому что любовь направлена на эту уникальную личность, во всех ее био-психо-социо-духовных проявлениях, а не просто тело. Тело, как и характер, нередко изменчивы. Не меняется только вечное в человеке – образ Бога.
Таким образом, не случайно, что перед заповедью к ближнему стоит другая. Я учусь любить Бога, а поскольку ближний – носитель Его образа, то я учусь любить и его.
Еще одна важная причина понимать, на что или кого направляется наша любовь – чтобы не нанести вреда, исходя из лучших побуждений. Поясняю на примере.
Есть рабочий коллектив. В нем есть хороший работник и просто хороший человек Петя. Но у него есть беда – он каждый месяц на три дня уходит в запой. Поскольку же он действительно специалист и хороший друг (когда трезвый) – и мастер, и начальник цеха, и коллектив дружно «прикрывают» его. Они действуют из лучших побуждений – потому что действительно любят, ценят его. Не понимая, что их «покрывательство» – только способствует дальнейшему развитию постигшей Петю болезни алкоголизма. И запои постепенно будут увеличиваться по длительности и частоте… Таким же образом поступает и любящая жена Пети. Раз она его любит – то считает просто своим долгом «помогать» ему. В чем заключается ее «помощь»? «Минералку» или пиво купить, с подъезда затащить в квартиру, одежду постирать-погладить, если надо – организовать «капельницу» на дому… На радость болезни.
Беда жены и коллектива – что их любовь оказалась направленной на больную часть Пети, на его алкогольную субличность. Которая за счет этой неверно выражаемой любви беспрепятственно развивается, всё больше подавляя и разрушая личность самого Пети. Подлинным выражением их любви было бы то отношение, которое помогло бы Пете понять наличие алкоголизма и по-настоящему захотеть выздоравливать – в реабцентре, в обществе анонимных алкоголиков. То есть задача любящих – увидеть в Пете подлинную суть, отделив ее от больной субличности, и, объявляя захватившей его болезни полное неприятие – ему самому дать ту поддержку и любовь, которые пробудят в нем ресурсы к жизни [2].
Таким образом, если в человеке не научиться видеть его подлинную сущность, отделяя от всего наносного – наша любовь к себе или другим может оказаться направленной не в ту сторону. И тогда она приносит разрушение. Лучше сказать: если под «человеком» понимается что угодно – за любовь тоже принимаются многочисленные ее искажения и суррогаты.
Так, к примеру, родители «затаскивают» своего ребенка по репетиторам и секциям, думая, что выражают этим свою любовь к нему («ведь мы столько платим за его обучение!») – но только почему-то ребенку от этого плохо, и в подростковом возрасте он пытается от такой «любви» сбежать, с риском попасть в ловушку наркотической или иной зависимости [3]. И не потому ли сейчас так много разводов, что люди разучились видеть в себе и друг друге самое главное?
В психологии есть термин «созависимость». На мой взгляд, созависимость – это нездоровая любовь, которая является мощным мотором, но с работающим не в ту сторону приводом и с плохой смазкой, и потому вместо пользы несущим вред, часто неосознаваемый. Созависимость – это любовь, которая не знает, что такое образ Божий, в чем его проявления и свойства, не знающая Первообраза, то есть Бога – и потому созидающая идолов. Созависимость – это результат грехопадения Адама и Евы, когда их любовь потеряла связь с Творцом и оказалась направленной на творение (по-церковнославянски – «тварь»). Потому подлинная любовь к себе и ближним – возможна через восстановление той целостности, что была некогда у прародителей. Когда через всё, чем обладает человек – ум, таланты, способности, творчество, чувства, эмоции, тело и пр. – «просвечивает» тайна личности. Образа Божия. Это – религиозный путь.
Что же это такое – образ Божий?
Бог есть свобода – потому и человек, как Его образ, имеет внутреннюю нравственную свободу.
Бог есть Любовь – потому и человек способен дарить и принимать любовь.
Бог есть самосознающая Себя Личность – и я тоже.
Бог – Творец, и у нас есть дар творчества во всех его проявлениях.
Бог бесконечен – и у человека есть стремление выходить за пределы границ, раздвигая всё далее горизонты.
Бог вечен – потому и у нас есть жажда бессмертия.
Бог есть Полнота Жизни – потому и у меня есть стремление к этой полноте, которая называется обычно счастьем.
Свобода, любовь, самосознание, творчество, жажда вечности и преодоления ограниченности, стремление к счастью – вот это и есть образ Божий в человеке. Подобие Божие в человеке – это возможность уподобляться Творцу в его совершенстве и полноте Бытия. А тело – это воплощение «я» в этом мире, по меткому замечанию протоиерея Александра Шмемана. Через тело как раз и проявляется образ Божий. Через тело мы общаемся, творим. Направленность к добру или злу реализуется через тело. Высшее чувство – любовь – тоже через тело проявляется. Если «отключить» мое тело (ударом молотка по голове или общим наркозом) – я теряю самосознание.
То есть ум, воля, чувства, тело – одно неразрывное целое. И всё это гармонично связано друг с другом. Связь поддерживается духом, который получает источник своей силы от связи с Творцом.
Беда начинается, когда дух теряет эту связь с Первообразом, и потому не в состоянии поддерживать гармонию в человеке. Тогда все эти перечисленные таланты, способности – превращаются в «лебедя, рака и щуку», то есть – в парламент. Или, как в нездоровой семье: в центре внимания моего сложного состава – то, что в данный момент громче всех кричит и начинает паразитировать за счет всего остального. Как раковые клетки, перестав выполнять свои функции, «считают», что они и есть «самое важное», и развиваются за счет организма, доводя его до разрушения – так и эти способности, начиная гипертрофированно развиваться и «считать себя», что они – и есть человек, а не что-то, принадлежащее ему – доводят его до смерти. Вот это и есть грех в полном смысле этого слова – распад, разлад в природе человека, в глубинной его сущности. То, что мы обычно исповедуем в таинстве исповеди – это результат, последствия грехопадения, царящего в нас. Если же не замечать происходящей подмены, вот этого действия греха – тогда как раз и легко, обманувшись, «полюбить» что-то нездоровое в себе – подпитывая тем самым дальнейшее развитие этой «онкологии»
Таким образом, понять, кто такой я и мой ближний – и, соответственно, научиться любить это подлинное «я» (в себе, в ближнем) – задача, от выполнения которой зависит качество жизни. А порой и сама жизнь. И вряд ли это возможно вне религиозного измерения.
иеромонах Агапий (Голуб), насельник Жировичского монастыря (Беларусь), сотрудник реабилитационного центра «Анастасис»
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Религия /
ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ
/
Кого мы любим, любя себя и ближнего? Любовь к себе – одна из излюбленных тем, звучащих на самых ...
ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ
Многим читателям это понравилось
Сайт знакомств для секса Спирово без регистрации
Знакомства Спирово с мужчинами с номерами телефонов без регистрации
Знакомства Спирово кому за 35 бесплатно
Знакомства Спирово с девушками без регистрации
Знакомства Спирово для серьезных отношений без регистрации
Знакомства Спирово для взрослых без регистрации
Знакомства Спирово с телефонами и фото
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 259 708 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ДЕТИ О ЛЮБВИ
Лучшие публикации