Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Сделано в России (Вооружённые Силы)
После "Катюши", реактивной пусковой установки БМ-13, прославившейся на полях сражений Великой Отечественной войны, наиболее известная отечественная реактивная система залпового огня (РСЗО) - БМ-21 "Град". На сегодняшний день это самая массовая и наиболее распространенная в мире РСЗО, ставшая основой при создании зарубежных конструкций.
9К51 БМ-21 "Град"
Реактивная система залпового огня БМ-21 предназначалась для замены дивизионной системы БМ-14 первого послевоенного поколения. Проектирование системы, получившей название "Град", началось в 1960 году после соответствующего постановления Совмина СССР. Головным разработчиком было НИИ-147 (ныне - ГНПП "Сплав") в Туле, которым руководил А.Н. Ганичев. Пусковую установку проектировало СКБ-203 (Свердловск), твердотопливные заряды - НИИ-6 (Москва), а снаряжение боевых частей - ГСКБ-47 (Москва).
Две первые опытные установки на шасси грузового автомобиля высокой проходимости "Урал-375" с мягким верхом кабины были изготовлены к концу 1961 года, тогда же они прошли заводские испытания. Государственные полигонные испытания РСЗО "Град" начались 1 марта 1962 года на артиллерийском полигоне Ржева под Ленинградом. На них было запланировано произвести 663 выстрела реактивными снарядами и совершить пробег в 10 000 км. Опытная машина тогда ещё под индексом 2Б3 прошла 3380 км, после чего на ней произошла поломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре было доставлено новое шасси. На этой машине также были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошёл изгиб карданного вала. Вскоре все выявленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний постановлением правительства от 28 марта 1963 года "Град" был принят на вооружение. В том же году РСЗО была продемонстрирована в Кубинке председателю СССР Н.С. Хрущёву.
В состав комплекса РСЗО "Град" вошли транспортные машины 9Т254 для доставки боеприпасов. Это были грузовики "Урал-375Н" с деревянными грузовыми платформами, на которых размещали унифицированные стеллажи 9Ф37, сваренные из алюминиевых труб и служившие для размещения 40 реактивных снарядов. Взрыватели к ним перевозили в специальных ящиках.
Первоначально для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм осколочно-фугасный неуправляемый реактивный снаряд 9М22 (М21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210), конструкция которого повлияла на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева, корпус снаряда изготавливается не традиционным резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Такой способ используют при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Другая особенность реактивного снаряда РСЗО БМ-21 - складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Стабилизация снаряда в полёте обеспечивается как с помощью стабилизатора, так и за счёт вращения снаряда вокруг его продольной оси. Начальное вращение, полученное в результате взаимодействия ведущего штифта снаряда и винтового П-образного паза направляющей, поддерживается в полёте с помощью лопастей стабилизатора, расположенных под углом 1 градус к продольной оси снаряда.
Длина снаряда - 2870 мм, а полная масса - 66 кг. Головная часть массой 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному - в 1,7 раза.
Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнём. Ракетный пороховой заряд состоит из двух цилиндрических шашек: головной и хвостовой - общей массой 20,45 кг.
Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстоянии 150-450 м от боевой машины.
Снаряд 9М22 имеет баллистических индекс ТС-74. Максимальная дальность стрельбы снарядом 9М22 - 20,4 км, а минимальная дальность фактически превышает 5 км. Теоретически можно стрелять и на 1,5 км, но при этом рассеивание снарядов составляет многие сотни метров. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое 1/200. Скорость схода снаряда с направляющих - 50 м/с, а максимальная скорость - 715 м/с.
РСЗО "Град" состоит из пусковой установки (боевой машины) на шасси автомобиля "Урал 375Д" (Урал-4320), 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнём и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 "Береза" на шасси автомобиля ГАЗ-66. Артиллерийская часть пусковой установки служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении коренная шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона, обкатывается по нему и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины.
Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +55 градусов. Угол горизонтального обстрела равен 172 градусам (102 градуса влево от автомобиля и 70 градусов вправо). Основной способ наведения - от электропривода.
Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов - пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона закреплён в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.
Прицельные приспособления состоят из механического прицела панорамы, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1.
Автомобиль имеет капотную компоновку. Для увеличения проходимости применены полый привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,2 кгс/см квадратный). Герметизация агрегатов позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м.
Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырёхтактного двигателя ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Для работы в условиях низких температур (до -50 С) устанавливался предпусковой подогреватель П-100. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. На автомобилях до 1965 года выпуска устанавливались раздаточные коробки с принудительно подключаемым передним мостом. Рычаг раздаточной коробки имел три положения: передний мост включён, межосевый дифференциал заблокирован; передний мост включён, межосевый дифференциал разблокирован.
В 1965 году была введена новая раздаточная коробка упрощённой конструкции с постоянно включённым передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Передний мост неотключаемый, с дисковыми (сухариковыми) шарнирами равных угловых скоростей. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневмогидравлическим приводом. Часть автомобилей оснащалась лебёдкой для самовытаскивания с тяговым усилием 7 т (устанавливалась в передней части).
Модификации
9К51 БМ-21 "Град" - базовая модель, дивизионная РСЗО.
9К55 "Град-1" полковая РСЗО. В 1976 году на вооружение Советской армии была принята РСЗО "Град-1", с боевой машиной 9П138, которая имела меньшую полную массу и уменьшенное до 36 количество направляющих труб, с реактивными снарядами типа 9М28 и транспортной машиной 9Т450.
9К54 БМ-21В "Град-В" - Для воздушно-десантных войск создали более лёгкую установку БМ-21В "Град-В" (9К54) на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в котором число 122-мм стволов было уменьшено с 40 до 12. Шасси ГАЗ-66Б стало основой транспортной машины 9Ф27В для одновременного подвоза 24 реактивных снарядов к пусковой установке "Град-В".
9К59 "Прима" - В 1980-х годах для замены дивизионной РСЗО "Град" в НПО "Сплав" (главный конструктор Г.А. Денежкин) разработали систему 9К59 "Прима". Входящие в неё боевая машина 9А51 имеет большее число направляющих для реактивных снарядов - 50 стволов. Благодаря новым конструкторским решениям система 9К59 "Прима" позволяет при решении боевых задач сократить наряд боевых машин в 5-19 раз по сравнению с РСЗО 9К51 "Град", имеет в 7-8 раз большую площадь поражения и в 4-5 раз меньшее время пребывания на боевой позиции при той же дальности стрельбы. "Приму" приняли на вооружение в 1988 году, но в связи с сокращением расходов на оборону и развалом СССР её серийный выпуск так и не начали.
9К51М "Торнадо-Г" - новейшая российская глубоко модернизированная версия РСЗО 9К51 "Град".
Операторы
Бывшие
СССР — после распада Советского союза перешли к образовавшимся государствам.
ГДР — 72 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с 1968 по 1971 годы.
Современные
Абхазия — 1 БМ-21, по состоянию на 2008 год.
Азербайджан — 43 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Алжир — 48 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Ангола — 50 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Армения — 47 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год.
Белоруссия — 126 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Болгария — 124 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Босния и Герцеговина — 5 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Бурунди — 12 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Венгрия — более 62 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2007 год.
Венесуэла — 24 единицы БМ-21, по состоянию на 2012 год, поставлены в 2011 году из России. Контракт заключён в 2009 году.
Вьетнам — 350 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Гвинея — поставлено 18 единиц БМ-21.
Грузия — 13 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Египет — 60 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Замбия — 30 БМ-21, из них как боеспособные оцениваются около 12, по состоянию на 2012 год.
Израиль — 58 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2012 год.
Индия — около 150 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Иран — 100 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Ирак — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2012 год, всего поставлено 154 единицы БМ-21.
Йемен — 280 БМ-21, из них около 150 боеспособных, по состоянию на 2012 год.
Казахстан — 150 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Камбоджа — 8 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Камерун — 20 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Кения — сообщается об 11 БМ-21, по состоянию на 2010 год.
Кипр — 4 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Киргизия — 15 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Республика Конго — 10 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Демократическая Республика Конго — 24 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
КНДР (Северная Корея) — некоторое количество, по состоянию на 2012 год.
Кот-д’Ивуар — 6 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Куба — 175 БМ-14 и БМ-21, по состоянию на 2012 год, всего поставлено 178 единиц БМ-21.
Ливан — 22 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Ливия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Македония — 6 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Мали — 2 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Марокко — 35 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Мозамбик — 12 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Монголия — 130 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Молдавия — поставлено 14 единиц БМ-21.
Мьянма — возможно, некоторое количество, по состоянию на 2012 год.
Намибия — 5 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Нигерия — поставлено 11 единиц БМ-21.
Никарагуа — 18 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Перу — 22 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Польша — 172 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Северный Йемен — 70 единиц БМ-21 поставлены из СССР в период с 1980 по 1981 годы.
Сейшельские Острова — поставлено 2 единицы БМ-21.
Сирия — до 300 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Сомали — 10 единиц БМ-21 поставлены из СССР в 1976 году.
Судан — 90 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
США — 75 единиц БМ-21 поставлено в период с 1992 по 2010 годы (63 из Румынии, ещё 12 с Украины).
Таджикистан — 3 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Танзания — 58 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Туркмения — 56 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Уганда — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Узбекистан — 36 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Украина — 315 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Финляндия — поставлено 94 единицы БМ-21.
Хорватия — 31 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Эквадор — 18 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Эритрея — 35 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Эфиопия — около 50 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
Южная Осетия — 23 БМ-21, по состоянию на 2008 год.
НДР Йемен — 54 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с 1973 по 1975 годы.
Южный Судан — 15 БМ-21, по состоянию на 2012 год.
ДНР и ЛНР — некоторое количество трофейных БМ-21 украинской армии.
Россия:
Сухопутные войска России — 2500 БМ-21, из них 1700 на хранении, по состоянию на 2012 год;
Береговые войска ВМФ России — 36 БМ-21, по состоянию на 2012 год.

Характеристики
Класс: реактивная система залпового огня
Тип: 9К51 БМ-21 "Град"
Годы производства: 1960-1988
Годы в строю: 1963-н.в.
Количество выпущенных: более 8500 шт.
Расчёт БМ: 3 чел.
Шасси: семейство грузовых автомобилей "Урал-375Д" и "Урал-4320".
Размеры:
длина - 7350 мм,
ширина - 2400 мм,
высота - 3090 мм,
клиренс - 400 мм.
Масса:
без снарядов и расчёта - 10 870 кг.;
боевая - 13 700 кг.
Вооружение:
калибр - 122 мм;
количество направляющих - 40;
дальность стрельбы:
максимальная дальность стрельбы - 20 400 м,
максимальная дальность стрельбы с новыми снарядами -
осколочно-фугасный снаряд - 40 000 м,
кассетный боеприпас - 33 000 м,
высокоточное оружие - 42 000 м,
минимальная дальность стрельбы - 5000 м,
минимальная дальность стрельбы с новыми снарядами -
осколочно-фугасный снаряд - 4000 м,
кассетный боеприпас - 2500 м,
высокоточное оружие - 1500 м;
площадь поражения - 145 000 м квадратных (14,5 Гектаров);
Максимальный угол возвышения - 55 градусов;
точность (рассеивание) - При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200;
перевод системы из походного положения в боевое - не более 3,5 мин;
время залпа - 20 сек.
Прицелы: панорама орудийная ПГ-1М, механический прицел панорама, калиматор К-1.
Двигатель: ЗИЛ-375, бензиновый, V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный, принудительного жидкостного охлаждения с центробежным насосом; рабочий объём - 6962 см кубических;
мощность - 180 л.с. (134 кВт).
Скорость: по шоссе - 75 км/ч.
Запас хода: по шоссе - 750 км.
Колёсная формула: 6х6.
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх