Бог в мире аниме
Хаяо Миядзаки.
Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero, и Хаяо с детства полюбил летающие устройства[2]. Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden (рус. «Легенда о белой змее»). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Проявляя интерес к рисованию, Миядзаки также пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами[2].
В 1963 году закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики[3]. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 года получил работу фазовщика в Toei Animation[4], и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura[2]. После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственную работу[2]; Миядзаки также удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма[3]. Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори[2].
Работая в Toei, Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм Taiyo no Ouji Horus no Daibouken, режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком — Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности[2].
Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko (1969), Sora Tobu Yureisen (1969) и Doubutsu Takarajima (1971). В 1969 году была опубликована первая манга Миядзаки Sabaku No Tami (где он подписался под псевдонимом «Сабуро Акицу»). В 1971 году Миядзаки вместе с Такахатой и Ёити Отабэ создали собственную студию A Pro, однако затем перешли на работу в TMS Entertainment, где начали работу над сериалом Lupin III. В 1973 году Миядзаки и Такахата устроились на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. В 1978 году Миядзаки впервые проявил себя в качестве режиссёра, сняв сериал Mirai Shonen Conan. В 1979 году он вернулся на студию TMS, где стал режиссёром фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии[2].
В 1982 году в журнале Animage началась публикация манги авторства Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», после чего автору поступило предложение от руководства Tokuma Shoten экранизировать своё произведение. Миядзаки согласился и привлёк Такахату в качестве продюсера. Вышедший в 1984 году фильм «Навсикая из Долины ветров» приобрёл всемирный успех, серьёзно вдохновивший Миядзаки. Для работы над следующим аниме Миядзаки и Такахата организовали анимационную студию Studio Ghibli[2], на которой были сняты многие ставшие впоследствии известными анимационные фильмы: «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки» и другие[3]. После выхода в 1997 году фильма «Принцесса Мононокэ» Миядзаки объявил об уходе из Studio Ghibli и намерении заняться некоммерческими анимационными проектами[2], однако смерть Ёсифуми Кондо вынудила его вернуться к работе на студии и заняться созданием мультфильма «Унесённые призраками»[3].
ТВОРЧЕСТВО
В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играет гуманизм, а также экологические концепции. Графика фильмов Миядзаки отличается реалистичностью и большой точностью. Истории, написанные Миядзаки, не будучи привязанными к японской культуре, обычно интересуют не только японских зрителей, но и иностранные аудитории. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его фильмах[2]. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем»[3]. Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. Кроме того, он автор нескольких манг. За свою мангу «Навсикая из долины ветров» Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак[5]. В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех.
Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.
В одном из своих интервью на вопрос "Кем из режиссёров вы восхищаетесь?", Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником[6].
Миядзаки также признается, что главным авторитетом в анимации для него является советский режиссёр мультипликационного кино Лев Атаманов с его мультипликационным фильмом «Снежная королева»[7].
В сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, Миядзаки заявил о завершении своей карьеры. Байопик «Ветер крепчает», согласно его словам, станет его последней режиссёрской работой[8].
В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
СЕМЬЯ
В марте 1965 Миядзаки женился на коллеге Акэми Ота (фр.)русск.. Двое сыновей: Кэнсукэ и Горо. Младший сын, против воли отца, снял анимационный фильм «Сказания Земноморья»[9], старший — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шёпоте сердца». А в 2014 году был включен в «Зал славы научной фантастики»[10].
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Выразил свое мнение по поводу происшествий в редакции Charlie Hebdo, сказав, что публикация карикатур стала причиной случившегося. «Я думаю, что неправильно рисовать карикатуры на тех, кому поклоняются люди другой культуры. Не надо было этого делать, вместо этого, для начала, сделайте карикатуры на политиков своей страны» — сказал Миядзаки[11][12].
МАНГА И ДРУГИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Кот в сапогах (яп. Нагагуцу о хаита нэко?) — 1969
Люди пустыни (яп. Сабаку но тами?) — 1969—1970 (под псевдонимом Сабуро Акицу)
Драгоценный остров животных (яп. До:буцу такарадзима?) — 1972
Моей сестрёнке (яп. Имо:то э?) — шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
Навсикая из Долины Ветров (яп. Кадзэ но тани но Наусика?) — 1982—1994
Коллекция набросков Миядзаки Хаяо (яп. Миядзаки Хаяо имэ:дзи бо:до сю:?) — 1983
Путешествие Сюны (яп. Сюна но таби?) — 1983
Век летающих лодок (яп. Хико:тэй дзидай?) — 1990 (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
Записная книжка Хаяо Миядзаки (яп. Миядзаки Хаяо но дзассо: но:то?) — графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с 1982 по 1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году.
Покрытые грязью тигры (яп. Доромамирэ но тора?) — 1998—1999.
Возвращение Ганса (яп. Хансу но кикан?) — 1994.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Режиссёр, сценарист, раскадровщик
Конан — мальчик из будущего (яп. Мираи сё:нэн Конан?), аниме-сериал, 1978
Люпен III: Замок Калиостро (яп. Рупан сансэи Кариосуторо но сиро?), полнометражный аниме-фильм, 1979
Навсикая из Долины Ветров (яп. Кадзэ но тани но Наусика?), полнометражный аниме-фильм, 1984
Великий детектив Холмс (яп. ?), аниме-фильм, 1984, студия Tokyo Movie Shinsha
Великий детектив Холмс (яп. ?), аниме-сериал, 1984, кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
Небесный замок Лапута (яп. Тэнку: но сиро Рапюта?), полнометражный аниме-фильм, 1986
Мой сосед Тоторо (яп. Тонари но Тоторо?), полнометражный аниме-фильм, 1988
Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики») (яп. Мадзё но таккю:бин?), полнометражный аниме-фильм, 1989
Порко Россо (яп. Курэнай но бута?), полнометражный аниме-фильм, 1992
Sora Iro no Tane (яп. ?), ТВ-спэшл, 1992
Nandarou (яп. ?), ТВ-спэшл, 1992
On Your Mark — музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska, 1995
Принцесса Мононокэ (яп. Мононокэ Химэ?), полнометражный аниме-фильм, 1997
Унесённые призраками (яп. Сэн то Тихиро но Камикакуси?), полнометражный аниме-фильм, 2001
Koro no Daisanpo (яп. ?), короткометражный аниме-фильм, 2001
Kujira Tori (яп. ?), короткометражный аниме-фильм, 2001
Ходячий замок (яп. Хауру но Угоку сиро?), полнометражный аниме-фильм, 2004
Рыбка Поньо на утёсе (Ponyo on the Cliff by the Sea) (яп. Гакэ но уэ но Понё?), полнометражный аниме-фильм, 2008
Со склонов Кокурико (Kokurikozaka kara) (яп. Кокурико-Дзака Кара?), полнометражный аниме-фильм, 2011 — сценарист
Ветер крепчает (Kaze tachinu) (яп. Кадзэ: тачину?), полнометражный аниме-фильм, 2013
Сорежиссёр
Люпен III (яп. Рупан сансэи?), аниме-сериал, 1971—1972 — эпизоды 7,8,10,11,13—23 (в паре с Исао Такахатой).
Новый Люпен III (яп. Син Рупан сансэи?), аниме-сериал, 1977—1980 — эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки).
Эскизы фонов, компоновка
Хайди, девочка с Альп (яп. Арупусу но сё:дзё Хайдзи?), аниме-сериал, 1974 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Джоанны Спири «Хайди»).
Три тысячи ри в поисках матери (яп. Хаха о тадзунэтэ сандзэн ри?), аниме-сериал, 1976 (режиссёр Исао Такахата, в основу легла часть романа «Сердце» Эдмондо де Амичиса).
Anne of Green Gables (яп. Акагэ но Ан?), аниме-сериал, 1979 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Люси Мод Монтгомери).
Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация
Принц Севера (яп. Taiyou no ouji Horus no daibouken?), аниме-фильм 1968
Панда большая и маленькая (яп. Панда копанда?), короткий аниме-фильм, 1972 (режиссёр Исао Такахата).
Панда большая и маленькая: Дождливый день в цирке (яп. Панда копанда амэфури са:касу но маки?), короткий аниме-фильм, 1973 (режиссёр Исао Такахата).
Самураи-гиганты (яп. Самурай Дзяйанцу?), аниме-сериал, 1973—1974 — 48 серий. Трансляция с 07.10.1973 по 29.09.1974.
Сказания Земноморья (яп. Гэдо сэнки?)[13], аниме-фильм, 2006 (режиссёр Горо Миядзаки).
Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж
Помпоко: Война тануки (яп. Хэйсэй тануки гассэн Пон Поко?), аниме-фильм, 1994 (режиссёр Исао Такахата).
Шёпот сердца (яп. Мими о сумасэба?), аниме-фильм, 1995 (режиссёр Ёсифуми Кондо).
Возвращение кота (яп. Нэко но Онгаэси?), полнометражный аниме-фильм, 2002 (режиссёр Хироюки Морита)
Ариэтти из страны лилипутов (яп. Каригураси но Ариэтти?), полнометражный аниме-фильм, 2010 (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)
Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
Животные на острове сокровищ (яп. До:буцу такарадзима?), аниме-фильм, 1971.
Ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
Большое приключение Холса, Солнечного принца (яп. Тайо: но о:дзи Хорусу но дайбо:кэн?), аниме-фильм, 1968 (режиссёр Исао Такахата).
Организация, ключевая анимация, раскадровка
Али-баба и сорок разбойников (яп. Арибаба то ёндзю:бики но тодзуку?), аниме-фильм, 1971.
Ключевая анимация, раскадровка, дизайн
Кот в сапогах (аниме) (яп. , Нагагуцу-о Хайта Нэко?), аниме-фильм, 1969, режиссёр Ябуки Кимио, студия Toei.
Летающий корабль-призрак (яп. сора тобу ю:рэйсэн?), аниме-фильм, 1969.
Что это? (яп. Нандаро:?), аниме-эпизод, 01.11.1992.
Следующая запись: ТОП 5 школьной аниме романтики. По версии Lord Neet’а
Лучшие публикации