Российская анимация и японское аниме
СССР, Россия и анимация - тема интересная, но грустная. Являясь постоянными участниками и частыми победителями различных международных анимационных фестивалей, российские аниматоры не создали, например, ни одного значительного ТВ-сериала и поразительно мало известных полнометражных анимационных фильмов, особенно - на самостоятельные сюжеты.
Не имея на протяжении десятилетий ни одного реального конкурента в сознании зрителей, с первых же лет перестроечного периода советская анимация вчистую проиграла, причем не каким-то суперсовременным шедеврам, а "Тому и Джерри" - американским фильмам 1940-1950-х годов. Первые из числа показанных в России диснеевских ТВ-сериалов - "Утиные истории" и "Чип и Дейл спешат на помощь" - смотрелись как откровения. Тогда, в 1991 году, я долго лежал в больнице и хорошо помню, как все отделение, включая нянечек, собиралось в воскресенье у телевизора. Даже полдник и ужин передвигались так, чтобы не мешать просмотру.
В чем же было дело? Можно сказать, что россияне вообще не могут делать анимацию, а потому надо на нее плюнуть и продолжать качать нефть. Но это не так. Конечно, современная российская культура во многом ориентирована на слово, а не на изображение. Но ведь были и есть в России хорошие художники, талантливые иллюстраторы, знаменитые аниматоры. Даже теория вероятности говорит, что на все огромное население страны должны найтись хотя бы несколько человек, способные делать то, чем в других странах занимаются сотни и тысячи аниматоров.
Можно сказать, что не хватает литературной основы. Но и это неверно. За очень короткое время книжные издательства буквально завалили полки боевиками, детективами, фантастикой и фэнтези. Откуда ни возьмись появились просто толпы писателей и обычных графоманов, готовых идти по следу самого маленького гонорара.
Можно сказать, что анимация не финансируется. Это тоже неверно. Могу авторитетно заявить, что и в предыдущие годы, и сейчас в нашей стране и за ее пределами есть компании, по разным соображениям готовые вкладывать (и даже реально вкладывающие) в российскую анимацию деньги. Скажем честно - не очень большие деньги. Но большие деньги вкладывают в то, что дает эффективную отдачу. Если бы на эти небольшие деньги делалась популярная анимация, то вложения увеличивались бы.
Сложилась уникальная в своем роде ситуация. В России есть большая аудитория, готовая воспринимать анимацию. Правда, эта аудитория в настоящее время не имеет больших денег, чтобы ее покупать. Есть какое-то количество людей, понимающих в анимации и готовых ее делать. Есть какое-то количество потенциальных сценаристов. Есть пустой рынок. Действительно пустой рынок, потому что даже количество иностранной анимации в России невелико.
Немудрено, что у различных людей и компаний возникает ощущение, что на этой ситуации можно сыграть. Почему же до сих пор никто по-настоящему не сыграл?
Аналогичная ситуация была в Японии начала 1960-х годов. Она кончилась появлением Тэдзуки, создавшего новую японскую анимацию. Но что именно создал Тэдзука? Технологию, графический стиль, нечто новое в строении сюжета? Нет, нет и нет. Все это было и до него. Тэдзука почувствовал зрителя. Он понял, что нужно и интересно его зрителю - истории, в которых он может жить. Для этого он собрал, как из кубиков, новый канон японской анимации, который его ученики и последователи наполнили своим содержанием. Они сразу же почувствовали, что Тэдзука нашел золотую жилу.
Какой же должна быть анимация, чтобы быть привлекательной для зрителей? Кратко можно сказать так - она должна находиться в одном измерении с ними. Она должна находить отклик в их сердцах и превосходить их ожидания. Она должна не поражать массового зрителя, как часто думают, а захватывать его, вовлекать его сознание в сочувствие и сопереживание.
Как этого добиться? Например, массовая анимация должна:
Иметь интересный сюжет (желательно, не быть 25-й экранизацией всем известной сказки), который можно пересказать своими словами.
Содержать персонажей, с которыми зрителю понравится себя скрыто или явно отождествлять (это не обязательно положительные персонажи).
В скрытом или явном виде повествовать о проблемах, интересных предполагаемому контингенту зрителей.
Содержать "изюминки", являющиеся визитной карточкой данного произведения и отличающие его от других аналогичных. Это может быть неожиданный поворот сюжета (герой после обливания водой превращается в девушку), фраза персонажа ("Аналогично!" или "Я несу возмездие во имя Луны!") и так далее.
(Факультативно, но желательно) Давать почву для зрительских спекуляций на тему сюжета, персонажей и действия в произведении.
Графические и вообще технические решения должны быть подчинены всему вышеизложенному. Активным экспериментам - место в авторской анимации. Конечно, новые сюжетные идеи могут потребовать оригинальной реализации, но не наоборот.
Отмечу, что вышеизложенные принципы для российской анимации не новость. В СССР делались анимационные фильмы, соответствующие, по крайней мере, части этих принципов. Их хочется и нравится пересматривать, а не ставить на полку "шедевр, хранить вечно". Это и сериал о Простоквашино, и "Ну, погоди!", и "Приключения кота Леопольда", и "Малыш и Карлсон", и "Тайна третьей планеты", и "Винни-Пух" и некоторые другие. К сожалению, их было не так уж много.
Среди творческих личностей бытует мнение, что создание "искусства для себя" лучше, чем создание "искусства для масс". Это спорное мнение. Но что совершенно точно - второе прибыльнее. ^_^
Игнорирование опыта японской (и вообще иностранной) анимации под предлогом нелепых лозунгов вроде "Наша анимация более духовная!" - это медвежья услуга российской анимации. Оставаясь в плену заблуждений о своей истинной ценности и возможностях, она будет продолжать барахтаться, как лягушка в молоке, но без всякой надежды сбить масло. Напротив, "уроки японского" могут реально помочь выйти из кризиса.
Что можно посоветовать конкретно? Обратить внимание на подростковую аудиторию. В России продажа чего-то детям - это продажа их родителям. Не у всех родителей есть деньги, и не у всех родителей есть деньги на постоянные подарки детям. Опять же, родители контролируют свои траты и имеют свои приоритеты, не совпадающие с детскими. Другое дело - подростки. У российских подростков есть деньги. Чем они старше - тем денег больше.
Долг росссийской культуры перед российским народом - чтобы деньги подростков пошли на поддержку нашего производства, а не на новый "Мерседес" для наркобарона. Будем честны - нет выбора между "низкопробными мультиками" и Великой Русской Культурой. Есть выбор между водкой, подворотней, иглой - и качественной коммерческой продукцией, делающейся легально и дающей интересную работу способным людям самых разных профессий. Высоколобое телевидение притянет к экранам немногих - и отгонит всех остальных. И все хорошо знают, куда идут те, кто уходит из дому. Клуб фэнов аниме - один из лучших вариантов.
Таков выбор, который предоставляет нам современное общество. Пора выбирать головой. Сердцем мы уже навыбирались. ^_^
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Арт и дизайн /
{ПечЕнЬкО~}
/
Российская анимация и японское аниме
{ПечЕнЬкО~}
Многим читателям это понравилось
10 фактов о детях
1. Средний европеец становится родителем в 29 лет. В России папами и мамами становятся в среднем в 20 лет, а в Индии — в 19 лет. Самым молодым родителям было восемь и девять лет, и ...
1. Средний европеец становится родителем в 29 лет. В России папами и мамами становятся в среднем в 20 лет, а в Индии — в 19 лет. Самым молодым родителям было восемь и девять лет, и ...
Секс знакомства Мишковичи без регистрации
Знакомства Мишковичи с мужчинами
Знакомства Мишковичи для серьезных отношений и брака бесплатно
Знакомства Мишковичи с девушками с номерами телефонов бесплатно
Знакомства Мишковичи с женщинами кому за 35
Знакомства онлайн Мишковичи для взрослых бесплатно
Знакомства Мишковичи
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 781 201 человек
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Аниме в России
Лучшие публикации