КАК ЭТО БЫЛО: СТОИТ ЛИ ВЕРИТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.
Как устроена работа памяти, почему именно в детских разговорах с родителями формируется наша личность и как заставить человека поверить в то, чего не было на самом деле, рассказала доктор психологических наук, профессор МГУ Вероника Нуркова на лекции в DI Telegraph. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.
Воспоминания определяют то, как мы себя представляем, какие ставим цели, как интерпретируем события и прогнозируем будущее. Как следствие, изменение воспоминаний приводит к изменению личности и психологического образа человека. Например, люди, отличающиеся повышенной тревожностью, помнят о себе в основном плохое — неудачные поступки, ситуации, в которых они провалились. И когда перед ними появляется новая задача, они вспоминают прошлый негативный опыт, забывая при этом о тех случаях, когда это же самое действие удавалось. В результате воспоминание о прошлой неудаче инициирует тревогу, тревога вызывает новую неудачу, и так до бесконечности.
Чтобы разорвать этот порочный круг, человека сначала заставляют рассказать о том, что его беспокоит, затем погружают в транс, где конструируют новое положительное воспоминание, уверяют в его истинности, и в результате тревожность снижается. Такой метод получил название сенсомоторного психосинтеза.
Также ученые выяснили, что в детском возрасте мы еще не знаем, что именно нужно запоминать, и эту работу за нас выполняют родители. К примеру, когда взрослые начинают расспрашивать ребенка о том, что было сегодня в детском саду, происходит своеобразное конструирование личности ребенка. Можно выделить два стиля общения: прагматический подход, когда родители спрашивают, потому что хотят получить ответ (ребенок приходит из сада без варежек, и мама задает вопрос: «Где же варежки?»); и аутотелический, когда родители просто получают удовольствие от общения. Во втором случае у ребенка гораздо лучше развивается память и личностные характеристики.
По другой классификации, стиль общения матерей можно разделить на два типа. Первый, миметический — мать так строит диалог, чтобы ребенок максимально запомнил то, что она сама говорит ему, и повторял за ней, или требует вопрос с очевидным ответом. Второй тип, мамы-провокаторы, как бы провоцируют ребенка на разные реакции, специально говорят неправду, или задают вопросы про то, что было в их отсутствие. («Помнишь, мы летели в отпуск на самолете? — говорит мать. «Нет, — отвечает ребенок, — мы ехали на поезде»). Таким образом, малыш отстаивает свою точку зрения и формирует метакогнитивные суждения. Ряд экспериментов показал, что дети матерей-провокаторов в 5–6 лет начинают описывать все вокруг своими словами, проявляя оригинальность. Они также способны создавать большие объемы текста и вырабатывают навыки противостояния чужому мнению. А ребенок, привыкший к миметическому подходу, без матери говорит мало и часто теряется в разговоре.
По-разному формируются воспоминания детей из индивидуалистичных (например, США) и восточных культур (например, Китай или Корея). В индивидуалистичных культурах воспоминания формируются рано, их центром является личность ребенка, подробный рассказ часто описывает переживания, возникающие в связи с противопоставлением себя другим людям. Например, воспоминание о выступлении на утреннике — малыш забыл стишок, но ему подсказали, и он вышел из ситуации триумфатором.
На востоке дети лучше запоминают социальные отношения и повторяющиеся события — например, как родители по субботам читали ребенку сказки. Интересно, что у России своя специфика формирования воспоминаний, — это не просто что-то среднее между Европой и Азией. Для нас главным является отношение других людей, но не их действия как таковые, а наши переживания по поводу этих действий. Например, воспоминание об ожидании подарка на праздник и эмоций, связанных с его получением.
У нас есть иллюзия, что существует какая-то цельная история нашей жизни. Если попросить человека изобразить воспоминания о своей жизни, он, скорее всего, начертит линию, на которой отметит точками отдельные эпизоды. Представление о собственной жизни как о чем-то цельном появляется с возрастом, по мере овладения культурными жизненными сценариями. Эти сценарии могут передаваться по наследству — например, если попросить человека рассказать о соотношении добра и зла в его жизни, то получается пропорция, схожая с показаниями его родителей. Получается, мы сами выбираем соответствующие события, чтобы заполнить эту «матрицу».
Появляется закономерный вопрос — насколько мы можем управлять своей автобиографической памятью. Чтобы проверить это, ученые провели эксперимент со студентами летней школы «Русского репортера». Исследователи просили участников максимально подробно вспомнить события прошлого года и при этом запутывали их, утверждая, что другие студенты описывали события по-другому (на самом же деле ученые просто добавляли несуществующие события). Затем просили пересказать выдуманную историю школы — как если бы им пришлось переубеждать кого-то в том, что произошло. Спустя неделю испытуемых снова собирали и просили рассказать, как все было на самом деле. В результате точность воспоминаний о реальных событиях снижалась. Но участники кардинально меняли свое мнение о подлинности события лишь в тех случаях, когда они сами сочиняли несуществующие детали, а потом верили в придуманное.
Вообще же воспоминания не «выкапываются» откуда-то, а создаются в режиме реального времени. Когда в состоянии гипноза психотерапевт задает вопросы клиенту, он не просто создает эти воспоминания, но и моделирует разговор взрослого с ребенком. Например, в США выяснилось, что большинство клиентов, вспомнивших о случаях детского насилия, были клиентами психотерапевтов, подвергшихся насилию в детстве. После этого эксгумацию воспоминаний запретили.
Автор: Макс Прошкин
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Эзотерика /
Биоэнергетик Владимир Негрешный
/
КАК ЭТО БЫЛО: СТОИТ ЛИ ВЕРИТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. Как устроена работа памяти, почему именно в ...
Биоэнергетик Владимир Негрешный

Рейтинг записи:
5,5
- 13 отзывов
Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 5 фотографий

Посмотреть ещё 7 фотографий
Эффектные девушки Фотостраны!
Вы можете предложить фотографию красивой девушки для следующей публикации — в комментарии отправляйте ссылку на её фото в «Лицо с обложки»!
Вы можете предложить фотографию красивой девушки для следующей публикации — в комментарии отправляйте ссылку на её фото в «Лицо с обложки»!
Знакомства для интима в Викулово без регистрации
Сайт знакомств онлайн в Викулово без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Викулово для брака без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Викулово с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Викулово с женщинами кому за 45 без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Викулово с мужчинами без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Викулово бесплатно с телефонами и фото
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 920 046 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ. Рассмотрим, каково психологическое восприятие смерти. Вряд ли ...
Лучшие публикации