Увлекшись идеологической стороной экологической истории (во многом благодаря Криничной), не мог обойти вниманием тему отношения к природе в языческом, христианском и современном мировоззрении. "Экологическую" сторону христианского вероучения лучше всего выразил, на мой взгляд, Линн Уайт в статье "The Historical Roots of Our Ecological Crisis":
"Победа христианства над язычеством стала величайшей психологической революцией в нашей культуре. Разрушив языческий анимизм, христианство позволило использовать природу, не обращая внимание на чувства природных объектов".
Не нужно далеко ходить за примерами. В писании сказано: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею; да страшатся и да трепещут пред вами все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все" (Быт, 9:1-3).
Контраст с языческим благоговением перед природой налицо. Очевидно, что это благоговение не в последнюю очередь было вызвано страхом; также очевидно, что в силу исторических реалий христианство стремилось приободрить людей в их борьбе с природой - и перестаралось. В наши дни христианская "экологическая доктрина" не только не актуальна, но и небезопасна, она зашла в свой закономерный тупик.
Теперь мифология в ее современном состоянии стала намного влиятельнее, чем церковь. Зомби как символ общества потребления, НЛО и инопланетяне в качестве интервентов из неосвоенного "инобытия", которые крадут людей так же, как делали лешие в свое время и т.п. - все это одновременно и ново, и шаблонно. Исторические реалии изменились, а коллективное бессознательное осталось прежним.
Единственное отличие в том, что мы не летаем в космос на охоту или за дровами, поэтому страх перед неосвоенным пространством в наши дни не настолько остр, как у наших предков. Но думаю, что и это дело времени. Предполагая, что история развивается по спирали (неолитическая революция -> промышленная революция и проч.), вангую стремительное развитие мифологической картины мира, а впоследствии ее замену каким-нибудь новым суррогатом веры.
Следующая запись: РАСКРЕСТИВШИЙ РУСЬ
Лучшие публикации