ВОЛОС (ВЕЛЕС)
Влас, Влес, Велес, Велияс,
Велиас, Велиат, Вол,
Скот, Чур, Чурила
ВОЛОС (ВЕЛЕС) – Бог Междумирья и Приграничья, Великий Чур-Охранитель всяческих границ.
Велес (Змей Волос)
Бог мудрости, богатства и домашнего скота. Покровитель волхвов. Сын Рода
и Коровы Земун. Древний, хтонический бог. Связан и с Навью, и с Явью, и
с Правью одновременно.
Волос – наставник волхвов и кудесников. Изначально волхвы являлись исключительно священнослужителями Бога Волоса, и лишь позже название распространилось и на служителей прочих богов. Само название «волхв» произошло от слова «волохатый», т.е. лохматый, длинноволосый, одетый в лохматые шкуры.
Корень «вл» означает «владеть», отсюда «вл-асть», «вл-адыка» и т.д. В то же время корень «вл» в сочетании с гласными «о» и «е» может нести и другие смысловые нагрузки, например: «вол-я», «вел-икий», «вел-икан»; балтийское «welis» (умерший), «welsi» (души умерших) и т.д.
Он бог мудрости, ремесел и поэзии, а посему является Покровителем ремесленников и поэтов-сказителей. Он также покровительствует торговцам и путешественникам, приносит достаток, благосостояние и плодовитость. В русских общинах до сих пор есть свадебный обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а их постель устраивать на шкурах животных, дабы молодые жили богато и имели много детей.
В немалой степени Волос покровительствует животным, а посему часто именуется «звериным», «скотьим» богом. Считается, что принесённые в жертву богам животные вольно пасутся на небесных пастбищах под надзором Волоса, а потому сии кровавые жертвы не являются злым, богопротивным делом.
Бог Велес (Волос)
Велес:
1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
9. Бог удачи.
Символы Волоса – длинные космы (волосы), борода и рога.
Символ Мудрости Волоса – змея, схватившая себя за хвост.
Сакральные животные – лось, олень, медведь, вол (тур), корова, крокодил и ящерица (ящер).
Оружие Волоса – пастушья свирель, либо дуда
Священные цифры – «3» и «5».
День Велеса - среда.
Камень - опал или обсидиан,
Металл - свинец или ртуть,
Дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции.
С древнейших времён Волос неразрывно связан с созвездием Плеяд – Волосынь и созвездием Большой Медведицы – Лося. Сияние Лося вдохновляет поэтов и романтиков, а сияние Волосынь предвещает охотникам удачную охоту на медведя, а волхвам – верные предсказания по внутренностям и костям животных.
На капище Волоса приносятся первый теленок от коровы и цыпленок от курицы, а также первый сноп хлеба. В некоторых общинах, после освещения на капище, сноп ставили в красном углу жилища, что значило, будто Волос гостит у хозяев и потому становится их Покровителем.
Кумиры Волоса устанавливаются на берегах рек, на опушках леса и на развилках дорог, т.е. в приграничных зонах (между водой и землёй, между одной стороной и другой и т.д.).
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога.
Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" - Николина борода.
Ранее, когда предстояло выбрать место для строительства нового поселения, намоленный кумир Волоса выкапывали с капища, катили к реке, опускали в воду и выталкивали на течение. Там, где кумир приставал к берегу и закладывалось поселение.
В определенные дни вдоль границ своего земельного участка наши предки под обрядовые гимны и заклинания устанавливали деревянные чуры Волоса или ставили крупные камни и древесные стволы, носившие названия «термы». В яму, в которой утверждался чур или терм, приносили жертву – клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили вино и мед. С момента совершения обряда, такой земельный участок являлся священным родовым участком, на котором соседи не могли уже ни сеять, ни вырубать кустарник или деревья, ни гнать через эту землю свой скот на выпас.
Мир Волоса – Междумирие, Река Мёртвых, через которую Он переправляет души усопших. Один из берегов Реки Мёртвых считается явьим, другой – навьим. Велесово Междумирие именуется ещё и как Царство Забвения, в котором, по Воле Всевышнего, находятся души великих грешников и злодеев, а Бог Пекленец очищает их в вечном Сакральном Огне.
На Луне Волос обращается в коня Единорога и в таком виде иногда спускается на Землю. Человек, прикоснувшийся к рогу Единорога, обретает невероятную силу и здоровье. Тот же, кто удостоится чести получить рог Единорога – обретает мудрость и знание.
Есть у Волоса и свой дом на Земле – это Подземелье, Подземный Мир, населенный диковинным народом – чудью. Сей народ прячет у себя до поры до времени многие древние Писания, Летописи и Веды, в которых заключены Вселенские Знания. Когда приходит время, чудь открывает спрятанное избранным.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.
Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила». Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите — свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави.
Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.
Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога.
Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.
Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых — людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.
Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская летопись" ).
Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".
Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.
На Земле Волос часто оборачивается лосем, ящером, медведем или даже крокодилом. Волос является родоначальником древнего народа-великанов волотов (велетов). А, будучи в медвежьем облике, от простой медведицы у него народился Сын Росомаха, который положил животное родоначалие славянскому роду росов-росичей.
leo-hao_016
Довольно часто многие современные «исследователи древности» противопоставляют Волоса Перуну, однако это абсолютно не так, ибо и Волос и Перун в ранних представлениях славян не враждовали, а напротив, всегда взаимодействовали и добавляли друг друга. Если Перун вдохновлял на захват чужих стад и новых пастбищ, то Волос оберегал и умножал добро русичей; если Перун являлся богом перемен, то Волос – богом границ между старым и новым; если Перуном клялись представители воинства, то Волосом – купцы и веси; если Перун дал людям руны и рунические письмена, то Волос – змеевики, которые легли в основу славянского узелкового письма.
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков. Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.
У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.
Сведения от науки:
Велес, Волос – скотий бог, покровитель домашних животных, богатства в виде стада, поручитель славянской стороны при заключении международного торгового договора (к прим., греко-русский договор 907 г.).
Волос (др.-русск. Волосъ ПВЛ Лавр. 22об, Радз.16) языческий др.-русск. бог, соответствующий титаниду Атланту, отцу Плеяд (ст.-русск. Волосыни) и деду Гермеса (др.-русск. Боянъ), а также Пану, покровителю скота. Судя по этим отождествлениям, он действительно связан с загробным миром (как низвергнутый в тартар Дием–Перуном титан и как Гермес-Психопомп, проводящий души умерших в царство Аида). В жертву Волосу оставляли на ниве «волосову бородку», несколько несжатых колосьев. При болезни скота в хлев вносили изображение Волоса для исцеления. Большой идол Волоса стоял на Подоле в Киеве. Перед ним совершались защитные обряды.
Велес, как диалектный вариант др.-русск. Волос (др.-русск. Велесъ скотий богъ, ст.-чеш. Veles ‘злой дух, демон’ XVI–XVII вв.), сродни латышскому Вельнсу (лтш. Velns возможно связанно этимологически с Velis – 'душа умершего; живой мертвец', с вариантами форм vels, vellis) – бес, злой гений, чёрт, дьявол – крайне противоречивый персонаж.
В лтш. фольклорных текстах чаще всего употребляется в восклицаниях типа “Что за чёрт?!”, но также мать жениха или мужа называется velna mate “чертова мать”, являя собой полную демифологизацию. В общей латышской традиции дьявол, как злой дух является результатом иудео-христианской диазотизации.
Существует немного песенных текстов, повествующих о вельне, преисподней и духах, с явными следами влияния иудео-христианства. Гораздо больше можно обнаружить в народных сказках, но и они переполнены международными мотивами. Подытожив их, получаем следующую картину: Вельнс обитает в ином мире, обладая богатствами и волшебными силами, которые можно отнять только смекалкой или насилием. Вельнс старается похищать людей, преимущественно молоденьких девушек. А рагана ‘ведьма’ может быть его женой. Опять же, многие черты Вельнса, похоже, пришли из иудео-христианства. Есть несколько мотивов, когда Вельнс честен и помогает слабым и бедным, может быть это некоторые следы синкретизма, так как злая сила охватывает тех, кто сам был зол. Вельнс может в некоторых случаях представлять некоторые древние дохристианские божества, позднее запрещенные, с измененным значением, но все еще с остатком древнего, доброго архетипа.
Есть еще группа народных сказок о глупом Вельнсе, в каком-то отношении напоминающего скандинавских троллей. Этот Вельнс живет где-то в озерах или оградах, обладает телесной силой и богатством, но маленький пастушок может легко перехитрить его. Особый мотив – это само его имя.
В народных сказках и песнях упоминаются случаи, когда знание его имени дает некоторую власть над Вельнсом самим или над другими вещами этого мира, но иногда это лишь способ защиты. Само имя, обозначающее латышского дьявола, родственно Велис, т. е. обитателю инобытия. Велна мате – тоже один из образов обрядовых песен. Она – женщина, убитая главным действующим лицом. Это убийство – причина ритуальной нечистоты главного действующего лица. Он должен смыть ее кровь, что не так-то легко сделать. Этот мотив совершенно независим и обнаруживается в разнообразных мифах латвийского народного песенного творчества. Есть и параллель велн – йодс. Принимая во внимание тот факт, что juodas (в лит. “черный”) мало что добавляет в понимание сути персонажа, который соответствует обычному описанию чёрта.
Кроме того, Велна мате также параллельно употреблению Йода мате. Подводя итог, можно сказать, что практически нет разделения между добром Бога и злом Велна в древней латышской мифологии, так как даже велнс и йодс могут быть добры или злы по отношению к отдельному человеку. Формирование этого образа шло определенно под влиянием иудео-христианства. В то же самое время этот образ включал понятие враждебных низовых божеств, которые обитают в преисподней или в каком-то ином неисследованном и таинственном месте, согласно толкованиям в мифологии. В целом, этот образ может оказаться недавнего происхождения (новейшего времени).
Получить
Славянская Русь
Рейтинг записи:
5,5
- 7 отзывов
Многим читателям это понравилось
Знакомства для интима Шебекино без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Шебекино с мужчинами с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Шебекино с женщинами кому за 30
Сайт знакомств Шебекино с номерами телефонов бесплатно
Сайт знакомств Шебекино для брака бесплатно
Сайт знакомств онлайн Шебекино бесплатно
Сайт знакомств Шебекино с телефонами и фото без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 259 540 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ЧЕРНОБОГ
Лучшие публикации