Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
The Sun. Психотерапия. Психологические инновации.
Самые известные семейные роли: Жертва, Спасатель, Тиран

Жертва
«Я помню обвинения моей матери: «Ты – невозможный человек. Ты не даешь шагу ступить. С тобой очень тяжело». Я испытываю угрызения совести, мне страшно, что она не любит и не понимает меня. И…я ничего не могу поделать с тем чудовищным раздражением, которое она во мне вызывает. Хочется не просто ударить ее – а бить – долго, разбить ей лицо в кровь. И опять становится страшно – я, наверное, чудовище. Как же можно так ненавидеть свою мать…Она плачет. Жалуется на меня моему мужу. Он пытается остановить меня. И тогда я готова обрушиться и на него…»
Что происходит в этой семейной сцене? То, что происходило уже бессчетное количество раз. Жертва и Тиран разыгрывают свою настолько бесчеловечную, насколько бессмысленную Драму. Присутствие хороших или плохих человеческих качеств здесь совершенно не при чем. Все дело в том, как распределены роли в семье.

Что происходит, если ваша мать –классическая Жертва? Она не может принимать ответственных решений. Она отдает свое право решать более сильному человеку. Этим сильным человеком может стать работодатель, муж. А, когда подрастает ребенок, этим человеком может стать и он. И теперь ему приходится принимать все решения, касающиеся жизни матери. Делать ремонт в ее квартире, организовывать ее повседневную жизнь. Такие действия по отношению к родителям считаются нормальными и естественными и называются «заботой».
Однако грань между помощью и Спасательством слишком тонка, а Жертва умеет извлекать пользу из своего положения. Особенно когда это относится к детско-родительским отношениям. Тут само общество встает на защиту беспомощной матери и тем самым часто освящает жертвенную помощь инфантильному родителю.

Только все эти отношения не приносят удовлетворение ни одной из сторон. Жертва по-прежнему живет в своих страхах, не может самостоятельно сделать и шагу, испытывает мерзкое чувство бессилия и раздражается от того, что ее все время не так спасают. Но изменить своей инфантильности ей еще труднее –тогда придется учиться жить самой. Нет, она лучше перетерпит, ведь и терновый венец мученика дает ей свое мазохистическое удовлетворение. Спасатель, изможденный притязаниями Жертвы, время от времени впадает в Тирана, а потом, пригвождаемый стыдом и виной, вновь возвращается в роль Спасителя. И тоже не живет своей жизнью, ибо все его энергия уходит на спасение и борьбу с виной и стыдом.

Спасатель
Эта роль достается ребенку почти автоматически, если он вырос у инфантильных родителей. Это человек, который приходит на помощь. Его, Спасателя, будут считать хорошим человеком, а он будет изо всех сил стараться, чтобы получить одобрение Жертвы. Это одобрение он принимает за любовь…

Но время от времени Спасатель превращается в Тирана. Ведь это так трудно –всю жизнь тащить на себе чужую ответственность. Силы кончаются, напряжение растет...И тогда Жертва встретится с Тираном.

Тиран
Он появляется там, где никто не хочет брать на себя ответственность. При этом ему нужно не только ощущать свою власть и авторитет, что тоже правда. Он берет на себя ответственность за жизнь другого человека, которую тот ему добровольно вручает. Но, поскольку это тяжелая ноша –жить за двоих, его жизнь полна напряжения, которое и вырывается наружу в виде насилия и агрессии. Тогда и наступает звездный час Жертвы, которая, напитавшись сочувствием окружающих и обвинениями в адрес Тирана, получает новую энергию для того, чтобы ничего не менять в своей жизни

Тиран и Жертва –суть одно целое, и один не может существовать без другого. Другими словами, не только Тиран ищет свою Жертву, но и Жертва не может жить без своего Тирана.
Выйти за пределы этого шоу очень трудно. Легче всего «присвоить» Спасателя –т.к. он является социально одобряемой фигурой. Намного сложнее принять своего Тирана, которому в спектакле отводится откровенно отрицательная роль. И совсем трудно увидеть в себе Жертву –фигуру внешне хоть и слабую, но психологически могущественную благодаря своему искусству манипулировать людьми.
(В. Хлебова)
Самые известные семейные роли: Жертва, Спасатель, Тиран.Жертва«Я помню обвинения моей матери: «Ты – ...
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх