Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
The Sun. Психотерапия. Психологические инновации.
Личность и группа. Роли в группе

Группа устанавливает положение индивида, его статус.

Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности.

Группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность, поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей требуются разделение и кооперация функций.

Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения.

Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Немаловажным фактором в таких группах является низкая социальная зрелость лидера и ведущих членов группы, отсутствие морали. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

• альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;

• бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;

• гамма-1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;

• гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

• гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика кнута и пряника. Причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольствия, изгнание из группы и даже физическая расправа;

• гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

• омега – лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.

Групповые роли подобного типа могут определяться методом социометрии, основоположником которого является Дж. Морено. В общем случае социометрическая процедура имеет целью и позволяет выяснить степень сплоченности – разобщенности в группе, определить социометрические позиции, т. е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии – антипатии – от лидера до отвергнутого (от альфы до омеги), обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры.

Роли в группах можно разделить на:
- продуктивные
- социальные
- контрпродуктивные.

Такая типология ролей приводится в книге Д. Вэттена и К. Камерон.
Эти авторы отмечают, что улучшению производственных показателей команды способствуют два типа ролей: 1. роли, направленные на выполнение задания (ориентированные на задачу),
2. роли, направленные на формирование отношений (ориентированные на отношения).

Членам команды сложно исполнять обе роли одновременно, и потому они имеют тенденцию вносить в одно направление больший вклад, чем в другое.
Кто-то в большей степени сосредоточен на выполнении задания, кто-то – на взаимоотношениях в команде.

- Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. Реализация ролей, ориентированных на задачу, позволяет двигаться к поставленным целям быстро и эффективно.

- Роли, ориентированные на взаимоотношения, способствуют поддержанию гармоничных межличностных взаимоотношений внутри команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде.

Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достигнуть максимального успеха и могут полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими.

Мы приводим здесь описание подобных проявлений, чтобы вы могли обнаружить их в собственной команде и начать борьбу с ними.
К числу характерных блоков относятся:

• неприятие – нежелание принимать идеи, высказываемые определенными лицами, невзирая на достоинства самого предложения;
• использование служебного положения – статуса, должности или титула для принятия идей без их обсуждения и проверки;
• сопротивление – блокирование всех преобразований, нововведений и прогрессивных идей, заведомое неприятие любых предложений от членов команды;
• уклонение – нежелание оставаться в рамках темы, обсуждаемой командой, уход от предмета обсуждения.

Каждая из описанных выше блокирующих ролей является потенциальным препятствием на пути разумного и эффективного выполнения задачи вследствие падения уровня морали, потери взаимопонимания, возникновения конфликтов, отсутствия развития, принятия ложных решений.

Опытные члены команды быстро распознают блоки, противодействуют и изолируют членов команды, которые препятствуют решению задачи, а также обеспечивают им обратную связь.

По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль.

- Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.).
- Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой.

Это отмечали немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг, особенно для личности, находящейся на стадии удовлетворения потребностей в уважении и самореализации.

- Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для него более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь.

- Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию.

Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время человек не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных человек деградирует, теряет способность общения, взаимодействия.

Прототип Робинзона Крузо моряк А. Селкирк после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, возвратившись домой, стать опять полноценным членом общества: он искал уединения, жил в самом глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро скончался.

К сожалению, широкий и свободный выбор группы не всегда возможен, поэтому мы всю жизнь ищем наиболее подходящее нам общество, выбираем те или иные группы, адаптируемся к ним, утверждаемся в той или иной роли, боремся за изменение статуса, ищем компромисс между требованиями группы и собственными принципами.

Изучаемые социальной психологией массовые социально-психологические явления:
- общественное мнение
- коллективные переживания
- подражание
- соревнование
Это все охватывают большие сообщества людей.

Если под социальной ролью личности в обществе обычно понимается совокупность норм, определяющих поведение людей в зависимости от их статуса и позиции, а также ожидаемое поведение, реализующее эти нормы, то роли в организациях можно назвать профессионально-функциональными.

Каждый член официальной организации занимает ту или иную должность, которая, как правило, характеризуется определенным уровнем профессиональной квалификации.

Профессионально-функциональная роль определяется должностными инструкциями, в которых указаны цели данной деятельности, обязанности и праваработника, его ответственность, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам, уровню образования.

В работе A. Л. Свенцицкого отмечается значение должностных инструкций в жизнедеятельности организации и проблемы, возникающие вследствие их нечеткости, размытости функций специалиста и руководителя, при которых слабо дифференцируется профессиональная значимость тех или иных обязанностей.

Это усложняет и оценку успешности выполнения данных профессионально-функциональных ролей.

При этом чем выше место, занимаемое человеком в официальной иерархии, тем чаще он будет встречаться с неопределенностью своей должностной роли.
Однако в то же время у него будет больше возможностей для выражения своей индивидуальности.

Вместе с тем понятно, что если человек достаточно высоко мотивирован, понимает свою функциональную роль в организации и имеет соответствующую ей профессиональную подготовку, этого еще не достаточно для того, чтобы он приложил максимум усилий для решения стоящих перед ним производственных задач.

Важным является вопрос о том, в каком социальном окружении работает человек и членом какой группы в организации он является.
Все дело в том, что мы сами создаем себе нашу роль - если вас не устраивает ваша роль - ее можно изменить.
Групповая психотерапия идеально подходит для этого.
В группе всегда выделяются определенные роли - и всегда можно разобрать, почему у вас оказалась именно эта. Что именно вы делаете, чтобы ее занять? Как способствуете этому?
И здесь появляется уникальный шанс - можно изменить свое поведение и посмотреть на результат - прямо тут же, на группе.
А затем перенести эти навыки в жизнь за пределами группами.

Если вам интересно поработать со своими ролями, то регистрируйтесь на психотерапевтическую группу центра The Sun по этой ссылке:

http://goo.gl/forms/ti7ADFY2hE
и наш администратор свяжется с вами.

Если нет возможности пройти регистрацию on-line, то можно:
- позвонить по телефону +7 (921) 398-56-41 (Медведев Н.Н.)
- или написать психологу Николаю Медведеву vk.com/nnmedvedev
- или оставить заявку по электронной почте nnmedvedev@gmail.com с пометкой "Психотерапевтическая группа"

Знакомство с терапевтами состоится 4-го декабря (пятница), в 19.30, по адресу Вторая Советская улица, дом 7, БЦ "Сенатор", помещение 012 (2 минуты пешком от ст. метро Площадь Восстания)

Стоимость посещения группы и количество запланированных встреч смотрите здесь:

https://vk.com/topic-95286234_31838368

Встреча 4-го декабря (пятница) - БЕСПЛАТНАЯ! Будет возможность задать все интересующие вопросы.
Личность и группа. Роли в группе.Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус ...
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх