C ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ: ПОЧЕМУ ОЧЕВИДЦЫ НЕ СТРЕМЯТСЯ ПОМОГАТЬ ЖЕРТВЕ.
Гуманизм кажется незыблемой основой западной культуры: жизнь, свобода и безопасность отдельного человека провозглашаются главными ценностями цивилизованного общества. Но зачастую громкие слова не проходят проверку реальностью. От чего зависит готовность помогать жертве преступления и что такое «апатия свидетеля»?
Бетесда, пригород Вашингтона, — тихое безопасное местечко, куда обычно переселяются хорошо образованные и высокооплачиваемые специалисты, когда приходит время заняться семьей. Один из районов города недавно оказался вторым в списке самых зажиточных мест Америки. И все же 11 марта 2011 года молодая женщина была жестоко убита продавцом в местном магазине (где брюки для занятий йогой в розницу стоят 100 долларов). Двое сотрудников магазина Apple, который находился за стенкой, услышали, что происходит, начали спорить о том, что делать, но в итоге решили не звонить в полицию.
Если бы такое случилось в бедном, перенаселенном, преступном Рио-де-Жанейро, концовка, возможно, была бы другой: проведя серию экспериментов, исследователи обнаружили, что случайные свидетели здесь гораздо услужливее и скорее готовы помочь — например, слепому или просто случайному прохожему, который обронил какой-то предмет. Этот парадокс отражает суть термина «апатия свидетеля», введенного в 1960-х годах американскими психологами Джоном Дарли и Биббом Латаном, чтобы описать странную и часто ужасающую неготовность очевидцев вмешаться и предотвратить преступление.
Впервые это явление привлекло к себе широкое внимание в 1964 году, когда бар-менеджер Китти Дженовезе была изнасилована и убита недалеко от своего дома в Квинсе. Все СМИ освещали это событие и делали акцент на бездействии соседей. В «Нью-Йорк таймс» статья начиналась с пугающей фразы: «В течение более получаса 38 почтенных, законопослушных граждан Квинса наблюдали, как убийца в три подхода убивал свою жертву, нанося ей ножевые ранения». Этот случай создал прецедент: теперь мы можем уверенно говорить о том, что времена, когда сосед помогал соседу, безвозвратно ушли в прошлое. Правда это или нет, но случай Дженовезе стал культурным мемом для описания бессердечия и жестокости, которые стали приметами нашего времени.
Впечатленные этим событием, Дарли и Латан в конце 1960-х годов запустили серию экспериментов, самый знаменитый из которых происходил в комнате, наполняющейся дымом. В ней находился или один испытуемый, или испытуемый с двумя подставными участниками, которые никак не реагировали на дым. Большинство людей (75%), которые были в комнате одни, сообщили о задымлении, а во втором случае это сделали только 10%.
Дарли и Латан отметили два значимых фактора. Один — «диффузия ответственности», когда каждый считает, что вмешаться должен кто-то другой. Другой — «сила социальных норм», влияющая на то, что люди согласуют свое поведение с реакцией других людей.
Случай Дженовезе спровоцировал волну обвинений в сторону больших городов. Но эта теория быстро дала трещину. Роберт Левайн, социальный психолог из Университета штата Калифорния во Фресно, исследовал «сочувственное поведение» по всему миру. В каждом городе Левайн и его команда провели несколько экспериментов: они создавали ситуации, в которых прохожие могли как-то себя проявить. В одном из экспериментов, например, исследователи имитировали резкую боль в ноге и падали среди скопления народа в большом магазине. В другом, переходя через дорогу, притворялись слепыми. Либо исследователи «случайно» роняли деньги или конверт и проверяли, попытаются ли прохожие вернуть потерянные предметы.
В результате выяснилось, что некоторые небольшие города, такие как Патерсон в Нью-Джерси или Шривпорт в Луизиане, оказались на довольно низких позициях в списке, индексирующем сочувствующее поведение. А больше всего сочувствия — из 23 исследованных городов — проявили в Рио-де-Жанейро, городе с населением в 6,5 миллиона человек. «Какая-то загадочная часть культуры влияет на то, формируется ли у вас готовность помочь другому. Этому, например, не научат в Нью-Йорке, где никто не помогает друг другу — и отсутствие сочувствия не означает, что вы плохой человек».
Один из критериев того, что Левайн называл «загадочной частью культуры», — насколько в каждой стране или городе общественные ценности превосходят личные. Наиболее индивидуалистические культуры, американская и европейская, ставят личные достижения и самосознание выше коллективных. Коллективистские общества, например китайское, наоборот, дорожат семейными и групповыми ценностями. Но все сложнее, чем кажется. В 2012 году в журнале «Социальное развитие» было опубликовано исследование, где сравнивалось поведение в индивидуалистической Италии и коллективистском Сингапуре. Оказалось, что в Италии, где уровень насилия был выше, люди чаще готовы вступиться за жертву.
Как не стать черствым человеком, способным равнодушно пройти мимо насилия? Ученые уже долгие годы бьются над этим вопросом. А Центр по контролю и профилактике заболеваний США даже организует тренинги, где основное внимание уделяется тем самым пяти барьерам, которые называли Дарли и Латан, — свидетель должен: 1) заметить ситуацию; 2) осознать, что она требует вмешательства; 3) почувствовать собственную ответственность за происходящее; 4) выбрать метод вмешательства и 5) вмешаться.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Психология и отношения /
The Sun. Психотерапия. Психологические инновации.
/
C ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ: ПОЧЕМУ ОЧЕВИДЦЫ НЕ СТРЕМЯТСЯ ПОМОГАТЬ ЖЕРТВЕ. Гуманизм кажется ...
The Sun. Психотерапия. Психологические инновации.

Рейтинг записи:
5,5
- 3 отзыва
Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 3 фотографии

Посмотреть ещё 9 фотографий
Календарь нарисованный в стиле пин-ап “Осторожно, Крым!“
Автор русский художник Андрей Тарусов
Автор русский художник Андрей Тарусов

Посмотреть ещё 5 фотографий
Идеальное сочетание ретро автомобили и технологии будущего в работах художника-иллюстратора Alejandro Burdisio.
Интим Урало-Кавказ без регистрации
Сайт знакомств Урало-Кавказ с мужчинами с номерами телефонов без регистрации
Сайт знакомств онлайн Урало-Кавказ для взрослых без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Урало-Кавказ с девушками с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Урало-Кавказ для серьезных отношений и брака без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Урало-Кавказ с женщинами кому за 50
Сайт знакомств Урало-Кавказ с телефонами и фото
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 855 271 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КЛИЕНТА В ПСИХОТЕРАПИИ. "Из тех, кто начинает лечение, большинство бросают ...
Лучшие публикации