Сергей Кудрявцев:
"Эту великолепную картину Владимира Бортко по напечатанной впервые в СССР только в 1987 году ранней сатирической повести Михаила Булгакова о фантастическом превращении бродячего пса в типичного советского гражданина Шарикова нередко показывают теперь по телевидению в очередные годовщины октябрьского переворота (между прочим, именно так называли революцию вплоть до конца 20-х годов). И каждый раз это следует воспринимать как особый курс лечения с отрезвляющим эффектом пробуждения от исторических иллюзий и заблуждений (жаль, что сам Бортко теперь перешёл на сторону коммунистов и даже вступил в КПРФ!).
Три героя, ключевых для понимания своеобразия давно истёкшего момента — Шариков, Швондер и профессор Преображенский (в отличном, порой просто виртуозном исполнении соответственно Владимира Толоконникова, Романа Карцева и Евгения Евстигнеева) — можно сказать, стали уже нарицательными фигурами. И благодаря им, как и за счёт тонко продуманной режиссуры, которая не кидается в крайности и перехлёсты, соблюдая похвальное чувство меры и вкуса, переломная эпоха в судьбе страны предстала на экране в ёмкой, афористичной форме, которая не лишена яркой трагифарсовости.
А искусная операторская (в чёрно-белой, но слегка вирированной тональности) работа Юрия Шайгарданова вписала этот историко-революционный фантастический анекдот в стилизованный под ретро, давно канувший в небытие мир. Всё это позволяет считать экранизацию Владимира Бортко, может быть, самой лучшей из версий булгаковских произведений, которая точно соответствует замыслу писателя, знаменательно реализованному им в девятый год революции."
Следующая запись: Мы не умеем прощаться... Анна Ахматова. Мы не умеем прощаться,- Всё бродим плечо к плечу. Уже ...
Лучшие публикации