........................................................................... .......
В 1876 г. по указу Императора Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814—1884) в С.-Петербурге было основано Центральное училище технического рисования, получившее имя барона Штиглица.
Александр Людвигович родился в С.-Петербурге в богатой еврейской семье. Его отец Людвиг Иванович Штиглиц – придворный банкир, был основателем банкирского дома «Штиглиц и Ko».
Крупный промышленник и банкир, Александр Людвигович хорошо разбирался в искусстве и активно занимался благотворительной деятельностью. Большие средства были вложены им в строительство российских железных дорог, но именно Центральное училище технического рисования в С.-Петербурге сделало его имя широко известным.
Наградной список А.Л. Штиглица весьма значителен. Здесь и Орден Святого Станислава I и II степени, Святого Владимира III и IV ст., Святой Анны I и II ст., украшенный Императорской Короной.
В 1840 г., окончив Дерптский университет, А.Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов в должности члена Мануфактурного совета. После смерти отца в 1843 г., вступив во владение его состоянием, он занял должность придворного банкира. Благодаря Александру Людвиговичу были реализованы шесть 4% займов на строительство Николаевской железной дороги. Заслугой Штиглица также было получение Россией во время Крымской войны (1853—1856) больших внешних займов.
В течение 13 лет А.Л. Штиглиц был активным участником всех крупных операций правительства России на внутреннем и внешнем рынках. Через Банкирский дом А.Л. Штиглица российское правительство поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. С 1846 по 1854 гг. Штиглиц занимал должность председателя Биржевого комитета, на которую он постоянно избирался биржевым купечеством С.-Петербурга. В 1848 г. Штиглиц был назначен членом Коммерческого Совета Министерства финансов. В 1854 г. был произведен в статские советники с формулировкой «За особенное на пользу общую усердие», а через год он стал действительным статским советником.
С 1857 г. А.Л. Штиглиц – соучредитель Главного общества Российских железных дорог, задачей которого была постройка и эксплуатация железнодорожных линий, которые должны были связывать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, а также с побережьями Черного и Балтийского морей.
С 1860 по 1866 гг. согласно Указу Императора Александра II Штиглиц занимал должность Управляющего Государственным Банком России. После 1866 г. – он почетный член Совета торговли и мануфактур при Министерстве финансов. В 1862 г. Высочайшим Указом ему было пожаловано звание тайного советника, а в 1881 г. он был произведен в действительные тайные советники.
Помимо банкирского дела А.Л. Штиглиц много занимался предпринимательской деятельностью. Ему принадлежали Екатерингофская бумагопрядильная фабрика, суконные и льнопрядильные фабрики, а также основанные в Нарве суконные и льнопрядильные фабрики, которые в 1880 г. были преобразованы в «Товарищество Нарвской суконной мануфактуры».
Центральное училище технического рисования существовало на проценты от завещанного А.Л. Штиглицем в 1884 г. капитала – около 7 миллионов рублей. Оно готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественных промышленных школ.
В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих без различия сословия и пола. Необходимым условием было окончание четырех классов гимназии или реального училища и успешная сдача экзамена по рисунку. Училище должно было содействовать развитию художественных способностей ремесленников и рабочих. На средства, завещанные А.Л. Штиглицем, осуществлялось строительство здания Училища, создание при нем Музея прикладного искусства. Значительные средства шли на оплату сотрудников Училища и Музея, оплату педагогов, оборудования художественных мастерских, выплату стипендий малообеспеченным учащимся, пенсионерские поездки учеников за границу, пополнение художественных и книжных коллекций.
Во время практики ученики Училища работали в различных учреждениях: Императорском фарфоровом заводе, ювелирной фирме Фаберже, мастерских Императорских театров, Московской ситценабивной мануфактуре и других. Их работы демонстрировались также на международных выставках,
Большую роль в становлении и развитии Училища принадлежала зятю А.Л. Штиглица – действительному тайному советнику, Государственному секретарю при Императоре Александре III, фабриканту Александру Александровичу Половцову. Его жена – Надежда Михайловна Половцова была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, удочеренной бездетной четой Штиглицев.
А.А. Половцов стал бессменным председателем Совета училища. Ему принадлежала идея создания при училище Музея прикладного искусства, задача которого состояла в формировании художественных коллекций с целью обучения студентов.
Музей значительно расширил свои коллекции после посещения в 1880 г. А.А. Половцовым и известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским европейских музеев и их знакомства со знаменитым археологом Г. Шлиманом. Будучи заядлым коллекционером, как и А.Л. Штиглиц, А.А. Половцов тратил значительные суммы на благотворительные цели. Многие музейные экспонаты были приобретены на аукционах Европы или всемирных выставках. Некоторые экспонаты музея были приобретены в виде пожертвованы частными лицами, среди которых были известные коллекционеры, дипломаты, фабриканты.
По инициативе А.А. Половцова на пост директора Училища был приглашен известный архитектор Максимилиан Егорович Месмахер (1842—1906) – автор многих знаменитых сооружений в С.-Петербурге, таких как Государственный совет на Миллионной 36, дворец на Адмиралтейской набережной 8, великокняжеский дворец на Мойке... М.Е. Месмахер стал автором Главного здания Училища. На основе опыта европейских музеев он создал новый тип музейного здания. Старейшее здание училища по адресу Соляной переулок, 13 было построено по проекту архитекторов А.И. Кракау, Р.А. Гедике при участии М.Е. Месмахера.
29 декабря 1881 г. состоялось открытие главного здания Центрального училища технического рисования. На мраморной доске парадной лестницы здания золотыми буквами была выбита надпись: «Заложено 1 Июля 1878 г. в царствование Императора Александра II. Открыто 29-го Декабря 1881 г. в царствование Императора Александра III, сооружено иждивением Барона Александра Людвиговича Штиглица». На верхней площадке лестницы возвышалась мраморная статуя А.Л. Штиглица работы скульптора М.М. Антокольского. А.Л. Штиглиц был представлен скульптором сидящим в кресле.
После создания в 1890-х годах филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле училище получило название Центрального. В 1892 г. в ЦУТР на отделениях художественной майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела обучались 200 человек. Преподавателями ЦУТР были известные художники и скульпторы: А.Д. Кившенко, М.К. Клодт, А.Т. Матвеев, В.В. Матэ, А.И. фон Гоген, Н.А. Кошелев, А.А. Рылов и другие. Из стен училища вышли такие выдающиеся художники как Апполинарий Васнецов, Кузьма Петров-Водкин, Анна Остроумова-Лебедева, Алексей Талащук...
Училище находилось под неусыпным вниманием императора Александра III. Он вместе с императрицей посещал его, встречаясь со студентами и преподавателями. В 1887 г. А.А. Половцов послал Императору Александру III в Гатчину новое издание Штиглицкого рисовального училища «Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным». Император оценил его следующим образом: «… Издание действительно художественно и исполнено отлично…» В декабре 1890 г. император познакомился с представленными ему А.А. Половцовым гравюрами на дереве, выполненными учащимися Училища. «Доволен исполнением гравюр, но сожалею, что они отпечатаны в Париже, а не в России», – написал Александр Александрович. В своих дневниках А.А. Половцов отмечал, что Александр III и его брат – великий князь Владимир Александрович (бывший президентом Академии художеств) «любили и понимали рисование и его воплощение».
Строительство Музея прикладного искусства Училища и его отделка продолжались 10 лет. Торжественное открытие состоялось в 1896 г. Оно стало важным событием культурной жизни С.-Петербурга. На нем присутствовали Император Николай II и члены императорской семьи, многие известные деятели культуры, в том числе И.Е. Репин, писатель Д.В. Григорович, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева. К этому времени в Музее насчитывалось уже свыше 12 тысяч экспонатов. В 1902 г. коллекция музея увеличилась до 15 тысяч единиц хранения. В собрании Музея было уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, среди которых – керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза. Здесь были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, произведения русского, западноевропейского и восточных прикладных искусств XVI—XVIII вв. В здании Музея проходили выставки объединения «Мир искусства», организованные Дягилевым, «Историческая выставка предметов искусства» в 1904 г., в 1915 г. – «Выставка церковной старины» и многие другие.
Газета «Всемирная иллюстрация» писала: «Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновской улице (ныне ул. Пестеля – Ю.К.) в С.-Петербурге … невольно останавливается на здании, которое высится рядом с Церковью Св. Пантелеймона и приятно поражает зрителя своим истинно монументальным видом и, обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или храм славы прикладных художеств… гармония пропорций его частей и какое-то особенное приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры, заставляют каждого видевшего подобные здания не только в России, но и за границею охотно признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание музея несравненно лучше подобных учреждений за границею – в Берлине, Вене и Лондоне».
Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства – ткани, шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло – с момента зарождения и по XIX век. Здесь были экспозиции, представлявшие искусство Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. В музее были Итальянский, Египетский, Готический залы, зал «Теремок», убранство которого казалось «живет сказкой, написанной русской природой», были и зал Медичи, «Венецианский» зал, зал Фарнезе, Папская галерея, залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV, Елизаветинский зал, зал Тюдоров, Фламандский зал.
В январе 1898 г. в Музее С.П. Дягилевым была организована Выставка русских и финских художников, в которой наравне с А.Н. Бенуа и М.А. Врубелем участвовали финские художники: В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и другие.
После октябрьских событий 1917 г. Центральное училище технического рисования А.Л. Штиглица было закрыто. Мраморная доска с надписью об учредителях и основателях Училища была снята. В конце Великой Отечественной войны Училище было воссоздано под названием Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. С 1953 по 1994 гг. оно носило имя скульптора В.И. Мухиной. В 2006 г. было восстановлено прежнее название, и Училище стало называться Академией технического рисования барона А.Л. Штиглица. 11 ноября 2011 г. в дни празднования 135-летнего юбилея на парадной лестнице здания была торжественно воссоздана историческая мраморная доска с именами создателей и основателей Училища – императоров Александра II, Александра III и барона А.Л. Штиглица. Самое удивительное состояло в том, что надписи советского периода были сделаны на обороте исторической доски, которая сохранилась в первозданном виде. В июне 2011 г. под сводом большого выставочного зала академии была воссоздана статуя барона Штиглица, которая после войны хранилась в запасниках училища. Восстановление исторической справедливости стало возможным благодаря деятельности Попечительского совета Центра национальной славы России и лично его председателя Владимира Якунина. «Это удивительное явление, – сказал Владимир Якунин во время церемонии возвращения мраморной доски, – казалось, что все покрылось таким слоем исторической пыли, что никто не ожидал открытия этого памятника. Это событие является лейтмотивом деятельности Фонда и тех людей, которые трудятся над сохранением отечественной культуры как части мировой культуры».
Следующая запись: 21 декабря (9 декабря) 1896 году в Варшаве родился Константы Рокоссовски, в будущем ставший ...
Лучшие публикации