Александр Данилович Меншиков за свою жизнь удостоился многих почетных званий и титулов. Он стал светлейшим князем, герцогом Ижорским (единственным русским дворянином, получившим герцогский титул) и генералиссимусом (одним из пяти за всю историю России). Но в памяти народной он еще и обзавелся отнюдь не почетной репутацией главного взяточника России.
Великий реформатор Петр I жестко боролся к коррупцией. За взяточничество по его указу были казнены, например, сибирский губернатор Матвей Гагарин, обер-фискал Алексей Нестеров, комиссары Арцибашев, Баранов, Волоцкий.
Однако самым злостным коррупционером оказался ближайший соратник и товарищ государя Александр Меншиков. Сначала Петр I пытался вразумить его словами. В 1711 году, когда царю доложили, что Меншиков в Польше занимается злоупотреблениями и он отписал ему: «Зело прошу, чтобы вы такими малыми прибытками не потеряли своей славы и кредита». Меншиков сделал выводы. И не стал более «мараться» мелкими прибытками, а стал брать по-крупному. Состояние бывшего безродного бедного сержанта Преображенского полка стало одним из больших в стране. Он владел многомиллионными вкладами в зарубежных банках, только драгоценностей у него было на полтора миллиона рублей. Не случайно казнокрадство Меншикова стало притчей во языцах, а настоящим памятником его воровства стал дворец Александра Даниловича в Петербурге. С ним связана такая легенда:
Как-то покидая столицу, царь Петр поручил Меншикову, как градоначальнику, контролировать строительство здания 12-ти коллегий. А чтобы, тот исправнее выполнил поручение, посулил ему подарить в личное пользование всю землю, что останется свободной на набережной Невы после постройки. Приехавший на место, выделенное под застройку, градоначальник Меншиков вскоре понял, что щедрый царский подарок – фикция, свободного места не оставалось. И тогда он, с присущей ему смекалкой, сообразил, как и поручение выполнить, и себя не обидеть. Александр Данилович развернул чертеж, отчего длинное здание оказалось к Неве торцом. Так и начал строительство. Когда вернувшийся Петр увидел, как заложен фундамент, он в бешенстве поволок Меншикова вдоль будущего фасада и молотил его дубинкой у каждой коллегии. Но царское слово свое сдержал и землю «Алексашке» подарил.
Колачивал царь своего приближенного еще не раз, но Меншиков неизменно умел найти способ сгладить гнев государя. Однажды, когда царю в очередной раз пожаловались на бессовестные поборы со стороны Меншикове, Петр I в гневе поколотил светлейшего князя палкой. Александр Данилович крепко пострадал - царь разбил ему нос и поставил под глазом здоровенный фонарь. А после чего выгнал со словами:
- Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было!
Меншиков ослушаться не смел, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет... на руках!
Один из самых «громких» коррупционных скандалов в петровскую эпоху был связан с казнокрадством при подрядах в армию. В нем оказались замешаны именитые государственные вельможи: Александр Меншиков, граф Апраксин, канцлер граф Головкин, петербургский вице-губернатор Яков Корсаков, сенатор князь Григорий Волконский и сенатор Опухтин. По результатам расследования на Меншикова был наложен денежный начет в сумме 145 тысяч рублей, но штраф им так и не был внесен в казну.
Александр Данилович намного опередил свое время. Он стал одним из первых успешных рейдеров, отнимая у помещиков под самыми разными предлогами земли, вотчины и деревни. Специализировался на отнятии у наследников выморочного имущества. А на своих землях успешно использовал труд гастарбайтеров – давал работу и приют раскольникам и беглым крестьянам, но при этом взимал с них плату за проживание. Одним из первых российских сановников Меншиков додумался, что нажитые не вполне законными методами капиталы лучше прятать за границей. А потому разместил в амстердамских и венецианских банках порядка 9 млн. рублей.
После смерти Лефорта царь Петр сказал о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».
А самому Александру Даниловичу после смерти Петра I пришлось познать бренность денег и самой жизни. 8 сентября 1727 года его арестовали и отправили в ссылку в город Березов, а все нажитое непосильным трудом состояние: 90 тысяч крестьян, города: Ораниенбаум, Копорье, Ранненбург, Ямбург, Почеп, Батурин, 4 миллиона рублей, драгоценные камни на полтора миллиона рублей, 200 пудов золота и столового серебра, конфисковали. Чтобы оценить масштабы состояния светлейшего князя, можно сказать, что в то время годовая зарплата работного человека в 18 рублей считалась вполне достойной.
Скончался Александр Меншиков 12 ноября 1729 года в возрасте 56 лет, находясь в ссылке и испытывая всяческую нужду. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году освободила из ссылки его детей, чтобы завладеть счетами светлейшего князя в банках Амстердама, Лондона и Венеции. Эти банки действительно выдали сыну светлейшего князя, как законному его наследнику, 9 млн. рублей. 8 миллионов конфисковало государство, а один миллион достался дочери Александре, сыну же Александру было возвращено 2 тыс. крепостных душ и княжеский титул.
(с) Олег Филинюк
Источник:
Следующая запись: 8 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге открылось движение конок по Невскому проспекту.
Лучшие публикации