Последний народный СССР .Олег Янковский.
Сегодня 23 февраля Олегу Ивановичу Янковскому
исполнилось бы 71 год...
============================
«Я не был обделен судьбой, на меня пал редкий и счастливый выбор - выразить поколение. Причем не одно и не только советское. В том моем герое была универсальность, и его ниточки тянулись далеко. Сегодня героя нет. Ни в литературе, ни на экране. Может быть, время еще не нащупало его, не зафиксировало. Он должен в воздухе появиться».Олег Янковский
Народным артистом СССР Олега Янковского назначили в 1991 году, перед самым развалом страны. Михаил Горбачёв подписал этот указ перед самой своей отставкой.
Об актёре, человеке Янковском, много написано книг и снято документальных фильмов. Но раскрыли ли они загадку этого мощного таланта? Вряд ли. Даже если только почитать его биографию и посмотреть список фильмов, в которых играл Янковский, сразу подумается, - это как же надо выложиться, чтобы сыграть такое количество разных по духу и восприятию ролей. Даже отрицательные герои актёра заставляют задуматься о многом в жизни.
Он был фантастически популярен, совсем как в песне Высоцкого: «...по нем бабье с ума сходило, и даже мужики...». Возраст лишь добавил шарма его природному аристократизму - Янковский всегда изящен и галантен, остроумен и прост, притягателен и таинствен...
Он, младший сын бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка польского дворянина, родился в казахском городке Джезказгане. В семье Янковских говорили не только на русском, но и на французском, английском. А юный Олег с детьми ссыльных интеллигентов и уголовников весь день гонял в футбол. И ужасно стеснялся своей бабушки-аристократки.
Фактически народным артистом Янковский был с конца 60-х, когда по воле случая снялся в 1968 году в своих первых фильмах, «Шит и меч» и «Служили два товарища».
Олег Янковский играл тогда в Саратовском драматическом театре, который гастролировал во Львове, где кинорежиссёр В. Басов начинал съёмки фильма «Щит и меч». Молодой актёр случайно, в кафе, попался режиссёру, озадаченному поисками персонажа с арийской внешностью, и был приглашен на съёмки.
Список ролей рос («Жди меня, Анна», «Я, Франциск Скорина», «Расплата», «Гнев», «Гонщики»), пока наконец в 1974 году Андрей Тарковский не утвердил Янковского на роль отца в одном из своих самых важных фильмов.
Янковский продолжил работать с Андреем Тарковским, окончательно став его alter ego в «Ностальгии» (1982).
Точно такой же неповторимо эмблематической стала для Янковского роль барона Мюнхгаузена в телевизионном фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), в котором актёр сыграл обаятельного диссидента.
А ведь до этого был Волшебник из «Обыкновенного чуда» (1978), а после этого — Свифт в «Доме, который построил Свифт» (1983) и Дракон в «Убить дракона» (1988), где многозначительность и многоступенчатость образов идеально ложилась на харизматическое дарование актера.
Вслед за Тарковским именно Марк Захаров больше других сделал всё для того, чтобы незаурядный актёрский талант Олега Янковского раскрылся в полной мере.
В том числе и на театральной сцене. Если в саратовском театре, где Янковский работал с 1965 года, актёр играл в основном в пьесах второго ряда (исключением здесь стала роль князя Мышкина в инсценировке «Идиота» Достоевского), то здесь на Олега Янковского ставили специально. И как ставили!
В «Ленком» Янковский переходит в 1973 году по наводке Евгения Леонова (познакомились они на съёмках «Гонщиков»), предложившего молодому худруку театра присмотреться к молодому актёру. Марк Захаров прислушался к совету ветерана, и Олег Янковский переехал в Москву.
Здесь Олег Янковский сыграл в таких громких и ярких спектаклях, как «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Школа для эмигрантов», «Чайка», «Дьявол и еретик», «Шут Балакирев».
«Женитьба» по Гоголю стала его последней премьерой и последним спектаклем, сыгранным актёром.
Последний раз на сцену «Ленкома» Олег Янковский вышел смертельно больным человеком. О том, что любимый актёр медленно умирает, знали и по другую сторону рампы. Многие плакали. Человек-эпоха уходил в Вечность…
Всенародную любовь актеру принесли фильмы «Звезда пленительного счастья» (1975) и «Сладкая женщина» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) и «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Влюблён по собственному желанию» (1982) и «Полёты во сне и наяву» (1982), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Крейцерова соната» (1987)…
оследней крупной киноролью Олега Янковского стала работа в фильме Павла Лунгина «Царь» В фильме этом народный артист СССР Олег Иванович Янковский сыграл митрополита Филиппа.
12 мая актёр должен был открывать ретроспективу собственных фильмов, проводимую в рамках фестиваля «Черешневый лес», но уже не смог, а спустя неделю его не стало.
Последний раз Олег Иванович появился на людях в феврале,когда в Кремле получал свою последнюю награду — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (предыдущий орден, правда Ш степени, Янковский получил в 2007-М).
Про Олега Янковского принято говорить, что, с одной стороны, он являлся секс-символом советского кинематографа, с другой, вносил в свои роли интеллектуальное начало.
Янковский сумел сохранить репутацию артиста, который смог избежать стремления к сиюминутному успеху и желанию заработать. Он не участвовал ни в дешёвых антрепризах, ни в откровенно халтурных фильмах, ни в рекламных роликах, ни в пошлых сериалах, ни в скандалах.
В Олеге Янковском всё это увязывалось как-то легко и прочно. Увязывалось и уходило в подтекст, что тоже ведь являлось весьма характерной чертой того времени, которое сначала закончилось официально, а теперь истекает в последних его выразителях. Окончательно же оно исчезнет, когда исчезнут последние носители его — то есть мы с вами.
И в этом смысле смерть Олега Янковского — маленькая смерть каждого из нас.Этот колокол звонит по нам.
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
Олег Янковский о себе:
«Я так давно живу на земле, несколько тысяч лет... Каждый человек несколько раз живет на земле, просто у нас, наверное, отшибло память. Каждое время ищет своего героя, ведь так? И актерская судьба не может не отражать этих поисков. Одна из самых главных задач нашей профессии - умение быть разным, но в то же время и быть похожим на себя. То есть вкладывать свое сердце, свой ум.
Во многих фильмах я сыграл то, чего мне самому порой недостает. Не могу сказать, что я последовательный оптимист, что мне на все хватает сил и ума. Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой... Моя профессия - любить. В актерской профессии это главное - любовь к жизни, к сыну, к внукам, к жене, к друзьям, к зрителям, к театру, к прекрасным женщинам. Я не представляю себя без любви. Без Любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно...»
О любви: «У Пушкина есть: «Внимание женщин - чуть ли не единственная цель наших усилий». С классиком надо согласиться. Нас двое на земле: Он и Она... Я увлекающийся человек, очень. Иначе я и в актерской профессии бы не работал... Хотя в чем-то я прагматик. Я по гороскопу Pыба, поэтому присутствует и рациональное, и, безусловно, эмоциональное, при этом я не материалист. И потом, я очень люблю фантазировать, на этом держится часть профессии и жизни. Не надо ничего доказывать: выдаешь желаемое за действительное, и иногда эта фантазия за счет самовнушения превращается в реальность удивительным образом - чаще женским. Хотя, чтобы прожить с женщиной всю жизнь, мне ничего не нужно о ней знать, но необходимо всю жизнь прожить...»
О роли: «Роль удалась, если мужчины, сидящие в зале, почувствовали влечение к героине, а женщины - к герою...»
Об охране: «Я не бизнесмен и не политик, мне охранять нечего. Я считаю, что в большинстве случаев наличие телохранителя - это игра на публику, попытка привлечь к себе дополнительное внимание, устроить своеобразный скандал. Вы думаете, Киркорову очень нужна охрана?..»
О жизни: «Самое страшное для артиста - когда появляется свободное время и телефон молчит...»
О театре: «В самой антрепризе, по сути, нет ничего плохого. Это нормальная практика. В репертуарном театре те роли, которые актер хочет сыграть, нередко проходят мимо него, тогда он идет в антрепризу - и с хорошей режиссурой, в богатых декорациях создает нечто высокохудожественное. Вот для меня идеальная модель антрепризы. У нас пока антреприза - только средство для выживания. Думаю, что с годами все придет в норму. Потому что не может быть такого количества театров на государственной дотации, которое есть сейчас...»
О профессии: «Актер должен быть доступен всем, но не принадлежать никому. Актер - это донор духа. Он передает зрителю свою боль, веру, энергию своей души. Кого бы я ни играл, пусть даже Адама - я приговорен быть современником 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов двадцатого века, как, кстати, и мой зритель...»
Сегодня 23 февраля Олегу Ивановичу Янковскому
исполнилось бы 71 год...
============================
«Я не был обделен судьбой, на меня пал редкий и счастливый выбор - выразить поколение. Причем не одно и не только советское. В том моем герое была универсальность, и его ниточки тянулись далеко. Сегодня героя нет. Ни в литературе, ни на экране. Может быть, время еще не нащупало его, не зафиксировало. Он должен в воздухе появиться».Олег Янковский
Народным артистом СССР Олега Янковского назначили в 1991 году, перед самым развалом страны. Михаил Горбачёв подписал этот указ перед самой своей отставкой.
Об актёре, человеке Янковском, много написано книг и снято документальных фильмов. Но раскрыли ли они загадку этого мощного таланта? Вряд ли. Даже если только почитать его биографию и посмотреть список фильмов, в которых играл Янковский, сразу подумается, - это как же надо выложиться, чтобы сыграть такое количество разных по духу и восприятию ролей. Даже отрицательные герои актёра заставляют задуматься о многом в жизни.
Он был фантастически популярен, совсем как в песне Высоцкого: «...по нем бабье с ума сходило, и даже мужики...». Возраст лишь добавил шарма его природному аристократизму - Янковский всегда изящен и галантен, остроумен и прост, притягателен и таинствен...
Он, младший сын бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка польского дворянина, родился в казахском городке Джезказгане. В семье Янковских говорили не только на русском, но и на французском, английском. А юный Олег с детьми ссыльных интеллигентов и уголовников весь день гонял в футбол. И ужасно стеснялся своей бабушки-аристократки.
Фактически народным артистом Янковский был с конца 60-х, когда по воле случая снялся в 1968 году в своих первых фильмах, «Шит и меч» и «Служили два товарища».
Олег Янковский играл тогда в Саратовском драматическом театре, который гастролировал во Львове, где кинорежиссёр В. Басов начинал съёмки фильма «Щит и меч». Молодой актёр случайно, в кафе, попался режиссёру, озадаченному поисками персонажа с арийской внешностью, и был приглашен на съёмки.
Список ролей рос («Жди меня, Анна», «Я, Франциск Скорина», «Расплата», «Гнев», «Гонщики»), пока наконец в 1974 году Андрей Тарковский не утвердил Янковского на роль отца в одном из своих самых важных фильмов.
Янковский продолжил работать с Андреем Тарковским, окончательно став его alter ego в «Ностальгии» (1982).
Точно такой же неповторимо эмблематической стала для Янковского роль барона Мюнхгаузена в телевизионном фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), в котором актёр сыграл обаятельного диссидента.
А ведь до этого был Волшебник из «Обыкновенного чуда» (1978), а после этого — Свифт в «Доме, который построил Свифт» (1983) и Дракон в «Убить дракона» (1988), где многозначительность и многоступенчатость образов идеально ложилась на харизматическое дарование актера.
Вслед за Тарковским именно Марк Захаров больше других сделал всё для того, чтобы незаурядный актёрский талант Олега Янковского раскрылся в полной мере.
В том числе и на театральной сцене. Если в саратовском театре, где Янковский работал с 1965 года, актёр играл в основном в пьесах второго ряда (исключением здесь стала роль князя Мышкина в инсценировке «Идиота» Достоевского), то здесь на Олега Янковского ставили специально. И как ставили!
В «Ленком» Янковский переходит в 1973 году по наводке Евгения Леонова (познакомились они на съёмках «Гонщиков»), предложившего молодому худруку театра присмотреться к молодому актёру. Марк Захаров прислушался к совету ветерана, и Олег Янковский переехал в Москву.
Здесь Олег Янковский сыграл в таких громких и ярких спектаклях, как «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Школа для эмигрантов», «Чайка», «Дьявол и еретик», «Шут Балакирев».
«Женитьба» по Гоголю стала его последней премьерой и последним спектаклем, сыгранным актёром.
Последний раз на сцену «Ленкома» Олег Янковский вышел смертельно больным человеком. О том, что любимый актёр медленно умирает, знали и по другую сторону рампы. Многие плакали. Человек-эпоха уходил в Вечность…
Всенародную любовь актеру принесли фильмы «Звезда пленительного счастья» (1975) и «Сладкая женщина» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) и «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Влюблён по собственному желанию» (1982) и «Полёты во сне и наяву» (1982), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Крейцерова соната» (1987)…
оследней крупной киноролью Олега Янковского стала работа в фильме Павла Лунгина «Царь» В фильме этом народный артист СССР Олег Иванович Янковский сыграл митрополита Филиппа.
12 мая актёр должен был открывать ретроспективу собственных фильмов, проводимую в рамках фестиваля «Черешневый лес», но уже не смог, а спустя неделю его не стало.
Последний раз Олег Иванович появился на людях в феврале,когда в Кремле получал свою последнюю награду — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (предыдущий орден, правда Ш степени, Янковский получил в 2007-М).
Про Олега Янковского принято говорить, что, с одной стороны, он являлся секс-символом советского кинематографа, с другой, вносил в свои роли интеллектуальное начало.
Янковский сумел сохранить репутацию артиста, который смог избежать стремления к сиюминутному успеху и желанию заработать. Он не участвовал ни в дешёвых антрепризах, ни в откровенно халтурных фильмах, ни в рекламных роликах, ни в пошлых сериалах, ни в скандалах.
В Олеге Янковском всё это увязывалось как-то легко и прочно. Увязывалось и уходило в подтекст, что тоже ведь являлось весьма характерной чертой того времени, которое сначала закончилось официально, а теперь истекает в последних его выразителях. Окончательно же оно исчезнет, когда исчезнут последние носители его — то есть мы с вами.
И в этом смысле смерть Олега Янковского — маленькая смерть каждого из нас.Этот колокол звонит по нам.
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
Олег Янковский о себе:
«Я так давно живу на земле, несколько тысяч лет... Каждый человек несколько раз живет на земле, просто у нас, наверное, отшибло память. Каждое время ищет своего героя, ведь так? И актерская судьба не может не отражать этих поисков. Одна из самых главных задач нашей профессии - умение быть разным, но в то же время и быть похожим на себя. То есть вкладывать свое сердце, свой ум.
Во многих фильмах я сыграл то, чего мне самому порой недостает. Не могу сказать, что я последовательный оптимист, что мне на все хватает сил и ума. Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой... Моя профессия - любить. В актерской профессии это главное - любовь к жизни, к сыну, к внукам, к жене, к друзьям, к зрителям, к театру, к прекрасным женщинам. Я не представляю себя без любви. Без Любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно...»
О любви: «У Пушкина есть: «Внимание женщин - чуть ли не единственная цель наших усилий». С классиком надо согласиться. Нас двое на земле: Он и Она... Я увлекающийся человек, очень. Иначе я и в актерской профессии бы не работал... Хотя в чем-то я прагматик. Я по гороскопу Pыба, поэтому присутствует и рациональное, и, безусловно, эмоциональное, при этом я не материалист. И потом, я очень люблю фантазировать, на этом держится часть профессии и жизни. Не надо ничего доказывать: выдаешь желаемое за действительное, и иногда эта фантазия за счет самовнушения превращается в реальность удивительным образом - чаще женским. Хотя, чтобы прожить с женщиной всю жизнь, мне ничего не нужно о ней знать, но необходимо всю жизнь прожить...»
О роли: «Роль удалась, если мужчины, сидящие в зале, почувствовали влечение к героине, а женщины - к герою...»
Об охране: «Я не бизнесмен и не политик, мне охранять нечего. Я считаю, что в большинстве случаев наличие телохранителя - это игра на публику, попытка привлечь к себе дополнительное внимание, устроить своеобразный скандал. Вы думаете, Киркорову очень нужна охрана?..»
О жизни: «Самое страшное для артиста - когда появляется свободное время и телефон молчит...»
О театре: «В самой антрепризе, по сути, нет ничего плохого. Это нормальная практика. В репертуарном театре те роли, которые актер хочет сыграть, нередко проходят мимо него, тогда он идет в антрепризу - и с хорошей режиссурой, в богатых декорациях создает нечто высокохудожественное. Вот для меня идеальная модель антрепризы. У нас пока антреприза - только средство для выживания. Думаю, что с годами все придет в норму. Потому что не может быть такого количества театров на государственной дотации, которое есть сейчас...»
О профессии: «Актер должен быть доступен всем, но не принадлежать никому. Актер - это донор духа. Он передает зрителю свою боль, веру, энергию своей души. Кого бы я ни играл, пусть даже Адама - я приговорен быть современником 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов двадцатого века, как, кстати, и мой зритель...»

Следующая запись: Художник Семен Гесин
Лучшие публикации