Фрунзик Мкртчян.«Трагедия смешного человека».
#Чтобы_помнили
==========================
Актер, который почти всегда вызывал у зрителей улыбку, огорчил публику только один раз, когда умер 29 декабря 1993 года. Хоронили Фрунзика Мушеговича Мкртчяна в канун Нового года.
Позже авторы документального фильма, рассказывающего о судьбе армянского актера, подчеркнут в синхроне: новогодней ночью армяне пили первый бокал без звона и молча. Время было тяжелым, почти блокадным, в дома не подавалось электричество, и всем казалось, что привычная нормальная жизнь закончилась. Любительские кадры похорон наложили на звук национального духового инструмента: душа навзрыд, когда слышишь «причитание» дудуки — парафраз народных мелодий — и видишь в кадре заплаканные лица тысяч и тысяч ереванцев, аплодирующих актеру в последний раз... Такие кадры не скомпилируешь.
У будущих родителей Фрунзика, Мушега и Санам, кроме друг друга никого не было. Их обоих пятилетними нашли буквально на большой дороге возле Ленинакана (Гюмри). Все их близкие, как и тысячи других армян, погибли во время турецкой резни 1914 года. Из детдома оба пошли работать на текстильный комбинат. Мушег – табельщиком, а Санам – в столовую посудомойкой. Поженились, 4 июля 1930 года у них родился сын Фрунзик. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал актер, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце.
Отец очень любил Фрунзика и мечтал, чтобы тот прославился как художник. Но сын для себя уже в десять лет твердо решил – идти в артисты. На площадке второго этажа, где жила семья Мкртчян, он вешал самодельный занавес и показывал соседским ребятишкам выдуманные им же сценки. Позже, когда Фрунзик стал посещать драматический кружок, его игру приезжали смотреть со всего Ленинакана. Будущий актер впервые вышел на подмостки в роли слуги в драме «Намус». Посреди серьезной, трагической сцены Фрунзик должен был внести поднос с бутафорским пловом (классическое «кушать подано!»). Он ничего особенного и не вытворял – только вышел, а публика вдруг захохотала.
По другой легенде, его персонаж, гонец, должен был объявить: «Вам письмо от князя!» Услышав смех после реплики, Фрунзик посмотрел в зал – смех не утихал. «Знаете, сами передавайте князю это письмо – мне некогда, у меня дела», – произнес дебютант и скрылся за кулисами, где покатывались уже и актеры. Как бы то ни было, юный Мкртчян сильно расстроился, а позже понял, что это очень приятно, когда зрители смеются. А отец в подпитии, бывало, кричал на весь дом: «Что это за профессия – актер?!». И вот однажды он сам отправился к Фрунзику на спектакль. Вернулся домой поздно ночью, подошел к кровати Фрунзика, который от страха притворился, что крепко спит. В темноте отец долго смотрел на него, потом снял ботинки и лег спать в ногах у сына. Утром он сказал Фрунзику только одну фразу: «Молодец, ты хорошо играл».
Это был последний разговор отца с сыном. Текстильный комбинат, где работали Мкртчяны, выпускал бязь. Работники, получавшие нищенскую зарплату, кто как мог выносили отрезы через проходную. А попался один Мушег Мкртчян. За кражу пяти метров ткани ему дали десять лет лагерей. Он не смог разделить восторг всего Еревана, когда его сын впервые вышел на сцену столичного театра. Семнадцатилетнему студенту второго курса театрального института поручили роль Эзопа, которого он должен был сыграть попеременно со своим педагогом. Даже друзья Мкртчяна, сидевшие в зрительном зале, не смогли узнать в согбенном восьмидесятилетнем старце своего товарища. А его учитель подошел к Фрунзику после спектакля, расцеловал и уступил роль совсем…
В театре дела у Мкртчяна шли замечательно. Благодаря своему таланту он выдвинулся в лидеры, и зрители стали ходить уже конкретно на него. И женщины его любили. Фрунзик познакомился с очаровательной Джульеттой, но ее братья, профессиональные воры, не разрешили девушке выйти замуж за артиста. Фрунзик женился на девушке Кнаре. К искусству она никакого отношения не имела. Этот брак просуществовал недолго. Молодые не смогли выдержать бытовых и материальных проблем и вскоре расстались. Со своей второй женой Донарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Мкртчян сначала помог девушке, а затем предложил ей выйти за него замуж.
В 1956 году Фрунзик впервые снялся в кино. Хотя, по правде говоря, вряд ли можно считать дебютом тот микроскопический эпизод. В фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» молодой актер снялся в роли паренька, убирающего с дороги большой камень. В итоге в кадр попала лишь его левая нога. А в 1960 году состоялся уже его полноценный дебют на киноэкране. В фильме «Парни музкоманды» Фрунзик сыграл веселого музыканта по имени Арсен. Когда Ролан Быков снимал своего «Айболита» и искал двух «масочных» актеров на роль веселого и грустного слуг, он познакомился с Фрунзиком и так был им очарован, что буквально заставил Георгия Данелия дать Мкртчяну какую-нибудь роль. Данелия снял Фрунзика в фильме «Тридцать три» в роли профессора Брокка и остался очень доволен знакомством.
Скоро подоспела еще одна звездная роль – товарищ Джабраил из «Кавказской пленницы». Фрунзик снимался там вместе с женой Донарой. Поначалу их жизнь складывалась безоблачно. У супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген. Но вдруг Донара тяжело заболела. Психическое расстройство, связанное с нарушением эндокринной системы, не позволило ей работать. Дома творился ад. Жена металась из угла в угол, на почве тихого помешательства ревнуя мужа к каждой женщине, увиденной вместе с ним на экране. Пришлось поместить Донару в психиатрическую клинику во Франции, где она и умерла в 2011 году. Так Фрунзик стал отцом-одиночкой. Но беды только начинались. Та же психическая болезнь передалась и его сыну Вазгену…
Но жизнь продолжалась и Мкртчян продолжал работать в театре и в кино. В каждой своей роли он был великолепен. Кстати, Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи» писался специально для Фрунзика, но актер не смог сниматься. Настоящей суперзвездой он стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя этого знаменитого образа могло и не быть (в первоначальном сценарии Кикабидзе должен был жить в гостинице с Евгением Леоновым). Во время съемок «Мимино» Фрунзик сильно пил. Поэтому и не смог поднять с пола платок в знаменитой сцене с танцами в ресторане. В конце концов, Данелия поставил ему жесткий ультиматум: или фильм делаем, или водку пьянствуем. Мкртчян мгновенно взял себя в руки. Но продержаться в трезвом состоянии смог только десять дней.
После чего произнес речь в стиле восточной мудрости: «Я понял, почему бездарности завоевали весь мир! Они совсем не пьют, встают утром все такие бодрые и все силы тратят на карьеру!». И после тяжкого вздоха Фрунзик добавил, глядя на коллег своими огромными печальными глазами: «Это же так ужасно!». Действительно, Фрунзик был недисциплинированный актер. Мог не появиться на съемочной площадке и сорвать план. Но если уж снимался, то можно было только поражаться тому, как он старательно готовился к работе. Искал образ мучительно трудно, «пахал» глубоко и всерьез. Он рассказывал как-то младшему брату (режиссеру Альберту Мкртчану): «Роль – как мышь, вокруг нее кружишься, обнюхиваешь, примеряешься и внезапно, как кот, бросаешься на нее».
А как он блистательно импровизировал! Сцена в суде из того же «Мимино» – самый яркий пример. Даже незначительные реплики в устах Фрунзика обретали некий смысл и запоминались навсегда. «Вы почему кефир не кушаете? Не любите?» В фильме «Не горюй!» Мкртчян появляется на экране на несколько секунд, но все помнят его реплику:» Конфетку хочешь? А нету!» Фрунзика любила вся Армения. Говорят, он смог бы спокойно прожить без денег и без документов. Но мало кто знал, каким в сущности одиноким и несчастным был этот человек. Дочь Нунэ вышла замуж за иностранного студента и улетела с ним в Аргентину. И Фрунзик решил, что ради сына просто обязан создать новую семью. Он женился на Тамаре – дочери председателя Союза писателей Армении, но и этот брак не принес счастья.
С середины 80-х Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» В начале 90-х Фрунзик ушел из театра имени Сундукяна. К этому его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. Он с энтузиазмом взялся за создание собственного театра, но руководить им пришлось недолго… Болезнь сына прогрессировала. В 1993 году Мкртчян повез его во Францию, и вновь, как и в случае с женой получил страшный диагноз – болезнь неизлечима. Он вернулся в Ереван.
Из-за военных действий с Азербайджаном Армения находилась в блокаде, в домах не было ни света, ни тепла. Здесь Мкртчяна ждал новый удар, — умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. С горя Мкртчян запил и попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть. Врачи пять минут боролись за его жизнь и смогли буквально вытащить актера с того света. Последние месяцы Фрунзик Мкртчян жил дома. За ним ухаживал его младший брат Альберт. Он умер мгновенно, во сне. Инфаркт. Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, лауреату Государственной премии Армянской ССР Фрунзику Мкртчяну было всего 63 года.
Альберт Мкртчян как–то высказал свою версию смерти брата: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе». А вот слова Хорена Абрамяна, известного армянского актера и режиссера:»Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста и его задача — сжечь её до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня.»
Следующая запись: Журнал "Культурная Столица" - 6 февраля 2015 в 00:40
Лучшие публикации