“Бермудский треугольник” Санкт-Петербурга
=============================
Рядом с Сенной площадью прячется между двумя старыми домами, пожалуй, самый коротенький в городе переулочек. Он соединяет Садовую улицу с набережной канала Грибоедова. Этот переулочек и перекинутый через канал мостик названы по имени купца, некогда владевшего находившимся поблизости кабаком, Кокушкиными. За Кокушкиным мостом проходит Столярный переулок. Шестнадцать домов (девять по четной и семь по нечетной стороне) составляют его. Большинство домов построено в первой половине XIX столетия. Внешне здания не очень примечательные, в основном в четыре этажа, с балконами и скошенными углами, с темными подворотнями и, как близнецы-братья похожими друг на друга дворами-колодцами.
В начале XVIII века здесь была Переведенская слобода, в которой жили главным образом мастеровые, приписанные к Адмиралтейству. Частые пожары уничтожали деревянные постройки, и на погорелых местах возводили каменные дома. Так стал формироваться Столярный переулок. Три улицы, пересекавшие его, (Большая, Средняя и Малая Мещанские) своими названиями свидетельствовали о социальном составе населения, проживавшего здесь: ремесленники, мастеровые, бедные чиновники низших классов и мелкие торговцы, принадлежавшие к мещанскому сословию. Среди ремесленников и мастеровых было немало сапожников, жестянщиков и столяров. Переулок изобиловал питейными заведениями. Они были в каждом доме: кабаки, трактиры, рюмочные. А рядом дышало «брюхо Петербурга» — Сенная с ее знаменитым рынком. По булыжной мостовой Столярного и Мещанских тянулись к Спасу-на-Сенной (не сохранился — прим. NT) богомольцы. Тянулись мимо питейных и мелочных лавочек, мимо тенистых дворов, в колодцах которых стояла вода цвета ржавчины. От Екатерининского канала (его часто называли в прошлом канавой) веяло прохладой и запахом свежей рыбы, которую привозили на лодках для торговли.
Большая Мещанская (до 1873 года) ныне Казанская улица. Средняя Мещанская (до 1918 года) – Гражданская улица. Малая Мещанская (1882 года) ныне Казначейская улица.
В конце 1829 года в большом доме у Кокушкина моста, принадлежавшем в то время купцу и ростовщику И. Д. Зверкову, поселился никому еще не известный Н. В. Гоголь-Яновский. Живя в этом доме № 18/69 (он был тогда на два этажа ниже), Гоголь пытается устроиться на службу в департамент, пробует свои силы как чтец, но его преследуют неудачи. Наконец он принят в департамент на набережной Мойки, 66, на самую низшую чиновничью должность. Он должен главным образом переписывать бумаги. Одни чиновники строчат ответы па письма и запросы, другие переписывают их начисто, третьи регистрируют и подшивают бумаги. И так весь день. Стоит в залах скрип гусиных перьев и шелест бумаг. Зеленые вицмундиры весь день перед глазами. Жизнь Гоголя разделилась на две половины. Одна медленно тянулась в департаменте, где он натягивал на себя мундир Поприщина, вторая начиналась к вечеру в доме Зверкова. Гоголь брал перо, садился поближе к окну, чтобы не жечь свечи, и писал, вспоминая родную Васильевку в Малороссии.
Так создавались «Вечера на хуторе близ Диканьки». И первое впечатление от Петербурга у кузнеца Вакулы из «Ночи перед Рождеством» будет весьма напоминать удивление провинциала Гоголя при первом его знакомстве с городом на Неве: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены…»
У Гоголя была характерная черта — он любил направлять своих героев в те же места, где побывал сам. Так произошло и с домом Зверкова. Автор «Записок сумасшедшего» привел к нему Поприщина, привел тем же путем, каким сам возвращался домой из департамента: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова». Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! А нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит».
А теперь на некоторое время расстанемся с Гоголем и его Поприщиным. Откроем неоконченную повесть М. Ю. Лермонтова «Штосс» и отыщем в ней страницу, где автор рисует утро у Кокушкина моста: «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например… у Кокушкина моста».
Герой повести Лермонтова Лугин ищет дом Штосса у Кокушкина моста, в котором хочет снять для себя квартиру. Он стоит у самого моста. Не это ли дом Зверкова, так хорошо знакомый и Гоголю, и его Поприщину?
В новой квартире Лугина висит на стене портрет «человека лет сорока в бухарском халате, с правильными чертами, большими серыми глазами». В выражении этого лица «дышала такая страшная жизнь, что нельзя было глаз оторвать». Лугина приковывает к себе этот портрет.
В полночь к художнику неожиданно является некто с колодой карт. Этот незваный гость своим видом напоминает мужчину в бухарском халате на том портрете. На предложение гостя сыграть с ним в карты Лугин отвечает согласием. Он спрашивает, как звать пришедшего. Тот говорит, ухмыляясь: «Что-с?» Возможно, перед Лугиным сам хозяин дома Штосс. Карточная азартная игра, в которую они играют, называется тоже штос-сом. Помните, в штосе играл и пушкинский Германн. Лугин ставит деньги на семерку. Каждый раз, когда он вот-вот должен выиграть, перед его взором возникает видение молодой красавицы, как будто обещающее ему любовь и блаженство. Но художник проигрывает, и чудное видение исчезает.
И еще не раз ровно в полночь приходит к Лугину новый знакомый с колодой карт. И каждый раз Лугин проигрывает. Повесть была не закончена Лермонтовым. Мы так и не узнали, что же произошло с Лугиным, который близок к помешательству. Автор «Штосса» прочел отрывок из этой повести в доме поэтессы Е. П. Растопчшюй при свечах и закрытых дверях по всем правилам святочного рассказа. Слушатели были удивлены и отчасти напуганы услышанным.
«Штосе» не похож ни на одно произведение Лермонтова. В нем густо замешаны и мистика, и фантазия, и реалистические зарисовки. Какая-то тайна и неясная цель скрыты в этой незавершенной работе.
В лермонтовском «Штоссе» можно найти мотивы, звучащие в нескольких петербургских повестях Гоголя: «Портрет», «Невский проспект» и отчасти «Записки сумасшедшего». В самом деле, желание Лугина любой ценой удержать возле себя туманное видение красавицы напоминает художника Пискарева из «Невского проспекта», который устремляется за красоткой, оказавшейся на самом деле продажной женщиной. И в «Штоссе», и в «Портрете» Гоголя оживает изображение мужчины в восточной одежде с удивительно выразительными и приковывающими к себе глазами. Лугин и Поприщин из «Записок сумасшедшего» приходят, очевидно, к одному и тому же дому у Кокушкина моста. И несчастного Лугина тоже ждет, скорее всего, палата умалишенных, как Поприщина и пушкинского Германна.
Можно предположить, что созданный в 1841 году лермонтовский «Штосс» явился своего рода подражанием некоторым петербургским повестям Гоголя, которые были опубликованы за несколько лет до этого.
Кокушкин мост и Столярный переулок объединили нескольких литературных героев. Неподалеку от дома Зверкова находился дом купца Алонкииа, где жил Достоевский, а чуть дальше по Столярному стоит тоже угловой дом Расколышкова (Гражданская, 19/5). Эти два дома находятся в охранной зоне Достоевского.
Первый путь Родиона Раскольникова, когда он совершал «пробу» своего будущего преступления, шел от его дома на углу Средней Мещанской и Столярного (Гражданская 19/5) до Кокушкина моста и далее по набережной «канавы» до Средней Подьяческой. Интересно, что если встать на скрещении Гражданской и Столярного у дома Раскольникова, то ваш взгляд, куда бы вы его ни бросили, упрется в стены домов. Эта замкнутость петербургского пространства подчеркивает безвыходность положения, в котором оказался герой «Преступления и наказания».
Кокушкин мост и Столярный переулок перебрасывают нас из района шумной Сенной и Садовой в тихий и словно погруженный в воспоминания мир литературных персонажей Гоголя, Лермонтова и Достоевского. Этот уголок города, кажется, скрывает тайну своего притяжения, которое испытали на себе великие русские писатели.
Последнее время много говорят о наличии под Петербургом так называемых геопатогенных зон, образованных геологическими разломами. Город стоит на стыке Балтийского щита с Русской платформой.
По свидетельству заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К.Мельникова, геоактивных зон (это определение более точно, чем геопатогенная зона) под землей Питера насчитывается примерно 25. Ученый считает, что наличие геоактивных зон отрицательно влияет на самочувствие, поведение и творческую энергию человека при условии длительного пребывания в этой зоне. Одна из таких зон находится в районе Сенной. Геологический разлом идет от площади (место, где находится павильон метрополитена) до канала Грибоедова и далее по нему до Вознесенского проспекта, поворачивает на этот проспект и проходит по нему до Офицерской улицы (до 1918 года, ныне улица Декабристов), а затем следует обратно до Сенной. Вот такой получается своего рода «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком входит охранная зона Достоевского, а значит, и Кокушкин мост, и Столярный. Может быть, в этом и заключен секрет притяжения, испытанного великими русскими писателями и их мистически настроенными литературными героями.
Кокушкин мост, расположенный через канал Грибоедова, соединяет собой Кокушкин и Столярный переулки. Названный так по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого находился на углу Садовой улицы и Кокушкина переулка, этот мост был построен в конце 18 века, одновременно с окончанием работ по возведению гранитных стенок на набережных канала. В то время, в 1790 году, Кокушкин мост был деревянным, однопролетным и имел каменные, одетые в гранит опоры, а так же деревянное балочное пролетное строение.
Интересно, что мост, именовавшийся долгое время двояко – и Кокушкин, и Какушкин, сумел получить не только историческое, но и литературное наследие, так как умудрился ни раз попасть на страницы произведений известных русских классиков. Так, в 1829 году, в знаменитой ответной эпиграмме на рисунок А.В.Нотбека, А.С. Пушкин пишет:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись ж… о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мсье Онегиным стоит…
В другом случае, Кокушкин мост становится местом, с которого начинают развиваться события в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, происходящие затем в районе этого строения. Упоминание о Кокушкином мосте можно отыскать и в неоконченной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс», где автор рисует утро у Кокушкина моста: «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например… у Кокушкина моста».
Не обошел своим вниманием Кокушкин мост и сам Н.В.Гоголь. В конце 1829 года будущий великий писатель, а в то время еще никому не известный Н. В. Гоголь-Яновский, поселился в большом доме у Кокушкина моста, принадлежавшего в то время купцу и ростовщику И. Д. Зверкову. Вечером, после утомительной службы в департаменте, куда он устроился работать, Гоголь садился к окну, чтобы не жечь свечи, брал перо, и писал свои бессмертные шедевры. Так родились известные всему миру «Вечера на хуторе близ Диканьки». Характерная гоголевская черта – направлять своих героев в те же места, где побывал он сам, коснулась и дома Зверкова. В своих «Записках сумасшедшего», Гоголь приводит сюда Поприщина, причем тем же путем, каким сам обычно возвращался домой из департамента: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова».
Такое притягивание мостом мыслей многих литературных деятелей, кажется даже мистическим. Подтверждением этому становится заявление заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К.Мельникова, который утверждает, что под землей Петербурга насчитывается, по меньшей мере, 25 геоактивных зон, отрицательно влияющих на самочувствие, поведение и творческую энергию человека при длительном пребывании в этой зоне. Одна из подобных зон располагается в районе Сенной. Геологический разлом идет от этой площади до самого канала Грибоедова, и далее по нему до Вознесенского проспекта. Затем, поворачивая на Вознесенский, разлом проходит до Офицерской улицы, и следует обратно, до Сенной, образуя тем самым своего рода «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком помещается охранная зона Достоевского, а значит, и Кокушкин мост, и Столярный переулок. Условная схема. Так, может быть, здесь и кроется секрет литературного притяжения великих русских писателей и мистических настроений созданных ими героев? Ответ остается загадкой. Но, вернемся от мистики к самому Кокушкину мосту, речь о котором здесь и ведется.
В 1872 году Кокушкин мост капитально отремонтировали, при чем новое пролетное строение изготовили по образцу старой конструкции. В дальнейшем, вплоть до 1946 года, мост так же неоднократно ремонтировали, однако его внешний вид существенно не изменялся. Произошло это лишь в 1946-1947 годах, когда по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова, Кокушкин мост перестроили, из-за ветхого состояния деревянных конструкций и разрушения кладки опор, превратив его в однопролетное металлическое сооружение. Старые опоры моста были полностью разобраны, а в основание новых устоев забили по 170 свай. Пролетное строение моста стало состоять из восьми двутавровых сварных балок. Фасады моста декорировали стальными листами с прикрепленными к ним литыми фрагментами. Перильные ограждения отлили из чугуна и сделали на устоях, копируя ограждения набережных канала. Длина нового Кокушкина моста составила 19 метров, а его ширина – 13 метров.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Новости и СМИ /
Журнал "Культурная Столица"
/
“Бермудский треугольник” Санкт-Петербурга
Журнал "Культурная Столица"
Рейтинг записи:
5,5
- 16 отзывов
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 9 фотографий
Шантарские острова, Хабаровский край
"Когда я первый раз сюда попал, то подумал, что оказался где-то в далеком прошлом. Здесь нет ни отелей, ни дорог, вообще ничего, что напоминало бы о нашей цивилиз...
"Когда я первый раз сюда попал, то подумал, что оказался где-то в далеком прошлом. Здесь нет ни отелей, ни дорог, вообще ничего, что напоминало бы о нашей цивилиз...
Посмотреть ещё 5 фотографий
Рисунки цветными карандашами от Christina Papagianni (Греция)
Сайт знакомств в Фирсановке без регистрации
Сайт знакомств онлайн в Фирсановке для взрослых без регистрации
Сайт знакомств в Фирсановке для серьезных отношений и брака без регистрации
Сайт знакомств в Фирсановке с девушками с номерами телефонов без регистрации
Сайт знакомств в Фирсановке с мужчинами с номерами телефонов
Сайт знакомств в Фирсановке кому за 45 без регистрации
Сайт секс знакомств в Фирсановке без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 250 574 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: ПОСЛЕДНЯЯ ПРИНЦЕССА СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ ЭПОХИ
Лучшие публикации